Туркменские власти угрожали матери пятерых детей, требуя прекратить общение со своим братом, находящимся в Турции. После того, как представители властей взяли у неё телефон её мужа, также находящегося в трудовой миграции в Турции, зять начал угрожать своему шурину, называя его «предателем».
Правозащитные организации Туркменский Хельсинкский Фонд и Центр «Мемориал» сообщают об усиливающемся давлении на туркменских активистов как внутри Туркменистана, так и за его пределами.
Правозащитные организации, базирующиеся в Болгарии и России, опубликовали сообщение о бывшем враче Хурсанай Исматуллаевой, которую 16 июля вечером увезли из её дома в неизвестном направлении, аресте братьев Алты и Мурада Душемовых, Джумы Джумакаева, а также давлении, оказываемого на туркменского мигранта активиста Мердана Джораева.
Азатлык ранее сообщал о том, как бывшего врача Хурсанай Исматуллаеву, которая в течение четырёх лет боролась за свои права после того, как её уволили летом 2017 года. По всей видимости туркменские власти задержали её сразу после обсуждения ее дела на онлайн-встрече правозащитников с депутатами Европарламента.
Но она была не единственным активистом, арестованным в тот день. Как сообщили туркменские активисты за пределами страны, 16 июля в Ашхабаде был арестован и 32-летний Алты Душемов.
Полиция отказывается давать информацию о его месте содержания под стражей и признавать, что он был задержан, сообщают правозащитники.
По данным активистов, неделей ранее Алты Душемов отправил одному из зарубежных туркменских блогеров видеозапись разговора с охранником банка, в котором он задает вопрос о правовых основаниях требования о ношении масок в помещении банка. Это видео было опубликовано в Интернете.
Брат Алты, Мурат Душемов был оштрафован 15 июня за публикацию в YouTube видео, в котором запечатлено, как он требует от чиновника здравоохранения показать распоряжение о вакцинации против короновируса.
Мурат Душемов, опубликовавший видео о том, что подал жалобу в суд и нарушении своих прав в суде, 7 июля был арестован вместе со своим другом Джумой Джумакаевым и его супругой Лейли Нурметовой в то время, как ехал из Ашхабада в Дашогуз.
Сообщается, что когда от Душемова и Джумакаева для проезда в Дашогуз потребовали предъявить справку о негативном результате теста на коронавирус, они попросили показать им документ, обозначающий правовые основания для такого требования.
После того, как капитан полиции Б.Сапаров, пообещавший показать им такой документ, продержал их в течение четырёх часов на жаре, водитель Джумакаев в знак протеста перекрыл автотрассу, поставив машину поперек. После этого полиция их арестовала.
В тот же день они были приговорены на 15 суток ареста решением Рухубелентского районного суда Дашогузского велаята, который признал их виновными в «мелком хулиганстве». Представители властей изъяли их телефоны, на которые они снимали противостояние с сотрудником полиции. Супруга Джумакаева была оштрафована на 100 манатов.
Между тем туркменские активисты в Турции также сообщают об усиливающемся на них давлении.
36-летний Мердан Джораев, работающий на одной из строек в Стамбуле, несколько месяцев назад начал выступать на своём аккаунте в Тик-Ток с критикой туркменского режима, после чего последовала реакция со стороны властей.
20 апреля его сестру Азизу Хемраеву, в Туркменабаде, вызвали на беседу в домоуправление, где она подверглась угрозам со стороны неизвестных лиц в гражданской одежде. Они показали выступления Мердана в Интернете его сестре, а потом сфотографировали саму Азизе и потребовали от неё добиться от брата прекратить свои выступления. Они также сказали, что её брат «может вернуться в Туркменистан» для получения нового паспорта.
29-летняя Азиза, которая является матерью пятерых детей, 4 мая повторно подверглась угрозам и давлению, в этот раз представители властей угрожали объявить «всю семью предателями родины, а детей отчислить из школы и детсада».
А 11 мая Азизу забрали в машине и в течение четырёх часов удерживали взаперти.
Азиза сказала людям, которые её удерживали, что её брат взрослый человек, имеющий свою позицию и она не может за него нести ответственность, а если у них есть претензии к нем, то они могут ему позвонить и поговорить с ним напрямую. Но допрашивавшие женщину лица не стали слушать её, потребовали дать им номер телефона её мужа Бабамурада Элмурадова, и отпустили её, предупредив, что в следующий раз будет хуже.
Сотрудники правоохранительных органов заставили Элмурадова, который не общался с Мерданом, позвонить ему и потребовать встретиться. А когда тот отказался встречаться, Элмурадов объявил своего шурина «предателем» и начал ему угрожать. Вслед за этим ему начали поступать регулярные угрозы.
Сестра Мердана Азиза в прошлом месяце сообщила ему, что больше не сможет с ним общаться по телефону, так как со стороны властей на неё оказывается давление и она этим обеспокоена.
Туркменские власти никак не комментируют сообщения о давлении на требующих соблюдения своих прав активистов и их родственников.
Правила комментирования
comments powered by Disqus