90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Octagon: Таджикистан на линии фронта

03.08.2021 13:30

Политика

Octagon: Таджикистан на линии фронта

Несмотря на все увещевания талибов о ненападении и нераспространении своей зоны влияния на соседние страны Средней Азии, по линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в срочном порядке принимаются превентивные меры на случай худших сценариев.

Во вторник, 27 июля, в Таджикистан с многодневным рабочим визитом прибыл министр обороны России Сергей Шойгу, у которого запланирована обширная программа в связи с ситуацией в этом регионе. В ходе одного из совещаний он уже пообещал, что в случае угрозы 201-я российская военная база окажет Душанбе необходимую помощь.

Высокопоставленные спикеры больше не выражают дежурную озабоченность, а, напротив, в последние дни прямо заявляют об угрозе, исходящей с афганской стороны. В частности, накануне пресс-служба таджикского лидера сообщила, что во время телефонного разговора президент России Владимир Путин и Эмомали Рахмон с «тревогой высказались о критическом развитии ситуации» вокруг Афганистана.

Проблема заключается даже не столько в прямом нападении боевиков на приграничные территории, что, впрочем, тоже не исключено, сколько в бесконтрольном переходе десятков тысяч беженцев, среди которых могут затесаться различные террористические элементы.

США бросили своих помощников на произвол судьбы

Сейчас Штаты безуспешно ищут пути эвакуации афганских граждан, которые помогали американским оккупационным силам во время 20-летнего пребывания западного контингента в этой стране. По разным оценкам, по словам главы российского МИД Сергея Лаврова, речь идёт о цифрах от 10 тысяч до 100 тысяч человек, и это не считая тех, кто и так опасается жить под властью радикальных пуштунов.

Американцы предполагали, что в этом вопросе в обход Москвы им поможет Узбекистан, который не входит в ОДКБ, однако в Пентагоне просчитались.

Официальный Ташкент заявил, что у них «нет юридических или практических оснований предоставлять убежище для афганцев, которые ожидают американские визы».

И, судя по всему, поток людей хлынет в Таджикистан. В пользу этого говорит и то, что замглавы комитета по чрезвычайным ситуациям Таджикистана Эмомали Иброхимзода 23 июля заявил, что на военных полигонах в районе Кушониён (Хатлон) и городе Хороге уже идут работы для возможного размещения около 100 тысяч беженцев. «Душанбе изучает потенциал вместе с международными организациями», – сообщил он.

Таджикистан ждёт удара изнутри

Но беженцы – это только часть беды. Главная причина серьёзных переживаний Эмомали Рахмона – внутренний фактор исламизма. На фоне успехов возрождающегося афганского халифата население не самого благополучного Таджикистана с его политикой противодействия различным шариатским нормам с интересом наблюдает за «муджахеддинами» на другом берегу реки Пяндж. Причём уже в буквальном смысле, так как «Талибан» уже овладел почти всей таджикско-афганской государственной границей.

По мнению руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, прогноз роста симпатии к талибам внутри таджикского общества вполне оправдан.

– Такая опасность есть не только для Таджикистана, но и для других постсоветских республик, и не только для них. Сегодня наблюдается своего рода ползучая реабилитация джихадистов. Сейчас многие молодые мусульмане на постсоветском пространстве выражают к талибам в соцсетях не просто сочувствие, но и даже симпатию, призывают подражать им, – поясняет собеседник в разговоре с «Октагоном». – Дело в том, что другие радикальные исламистские группировки разгромлены и, к сожалению, «Талибан»* вполне может занять их место.

По его словам, есть опасение, что вскоре мы можем услышать не только о таджикских талибах, но и о кыргызских, сирийских, палестинских, поскольку радикально настроенные элементы остались, однако примкнуть им пока не к кому.

Помимо талибов, серьёзной угрозой могут стать и другие террористические группировки, которые либо будут выдавлены из Афганистана на территорию Средней Азии, либо, напротив, попробуют закрепиться в отдельных районах, пользуясь крахом местной власти и уходом американцев.

Об этом уже прямо предупредил Шойгу во время визита в Душанбе, сообщив, что российские военные фиксируют активные перемещения боевиков ИГИЛ на территорию Афганистана из разных стран, включая Сирию и Ливию.

«Мы видим, насколько активно перемещаются, передвигаются туда [в Афганистан] из разных регионов, в том числе из Сирии, Ливии, игиловские подразделения. Причём в какой-то части наблюдаем и такую довольно серьёзную организованность этих передвижений», – заявил глава российского оборонного ведомства.

Армию Рахмона ждёт проверка на прочность

О серьёзности ситуации говорит и тот факт, что накануне 23 июля вооружённые силы Таджикистана впервые в своей истории были приведены в состояние повышенной боевой готовности из-за непредсказуемой ситуации в Афганистане.

При этом в Душанбе с целью демонстрации сил даже состоялся военный парад, а передвижение и переброска войск, милиции и резервистов к проблемной границе транслировались в прямом эфире государственного телеканала «Тоҷикистон».

– Действия по мобилизации силовиков со стороны президента Рахмона правильны – так ведёт себя любой мало-мальски разумный руководитель государства, под боком у которого беспокойная соседняя страна, где идут боевые действия, – уверен Андрей Серенко. – В данном случае не так важно, верит он в угрозу или нет, но президенту важно встряхнуть своих силовиков, проверить, не засиделись ли они и смогут ли адекватно реагировать на реальную опасность для страны, если таковая вдруг появится.

Эксперт также полагает, что таджикскому президенту, у которого сегодня не самый высокий уровень поддержки среди населения, важно продемонстрировать стране свою заботу о гражданах и показать, что он держит в своих руках бразды правления. Помимо этого, Рахмон как опытный глава государства понимает и своеобразную социальную значимость мобилизационных мер. При этом Таджикистан не хочет выглядеть беспомощно в глазах России, считает собеседник.

– Во-первых, Таджикистан даёт России понять, что он не нахлебник, а полноправный союзник нашей страны, – говорит он.

«А во-вторых, таджикские власти таким образом посылают сигнал нашей стране, поскольку одни наши статусные политики делают комплементарные заявления в адрес талибов, а другие заявляют о талибах как об угрозе. И такими действиями нас просят чётко обозначить свою позицию».

Андрей Серенко | руководитель Центра изучения афганской политики

В любом случае военные манёвры и мобилизация – хорошее средство отвлечь общество от реальных проблем на фоне низкого уровня жизни и безработицы.

– Никто не отменял старый постулат, что хороший способ отвлечь людей от социальных проблем – это маленькая победоносная война. Вот такой встряской президент Таджикистана и надеется хотя бы на короткое время заставить сограждан задуматься о внешней угрозе, а не о текущих делах, – отмечает Серенко.

Но если что – всегда спасёт русский солдат

В этот же день спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов заявил, что Россия будет противостоять боевикам из Афганистана, если они станут проникать на территорию Таджикистана, Узбекистана или Кыргызстана.

«Будем бить их в соответствии с уставом и соглашениями. В рамках ОДКБ и двусторонними – в части, касающейся Узбекистана», – подчеркнул он и добавил, что прямое участие Российской армии в конфликте гипотетически возможно, однако призвал «не заглядывать так далеко».

Решимость в этом вопросе 23 июля во время брифинга закрепил глава внешнеполитического ведомства Лавров, сделав последнее «китайское» предупреждение о том, чтобы «никому в голову не пришла мысль проявлять агрессию против стран договора ОДКБ и испытывать его на прочность на фоне ситуации в Афганистане».

Факты подготовки со стороны Российской армии не скрываются. В частности, как сообщили в пресс-службе Центрального военного округа, в настоящее время в качестве усиления на 201-ю военную базу перебрасываются новейшие модернизированные боевые машины пехоты БМП-2М с дистанционным модулем вооружения «Бережок».

Как рассказал источник «Октагона», знакомый с работой 201-й военной базы, для нашего военного контингента в Таджикистане ничего сверхъестественного не происходит, а неспокойная ситуация и различные инциденты на границе – это будни и норма для этих мест.

– Что бы ни говорили по телевизору, для базы это штатная ситуация, она на то и рассчитана, а учения и без этого всегда проходят чуть ли не каждую неделю, – пояснил собеседник.

Уже известно, что контингент 201-й базы составит костяк во время масштабных учений на границе с Афганистаном с 5 по 10 августа. В манёврах и отработке тактических действий примут участие военнослужащие из Таджикистана и Узбекистана.

«Будут отработаны практические действия по нанесению огневого поражения и уничтожению бандформирований, ведению воздушной разведки и усилению охраны важных объектов», – сообщил Шойгу во время визита в Душанбе.

Отметим, российская база сейчас находится всего в 82 километрах от ближайших позиций талибов. Так близко к афганским боевикам русский солдат последний раз был больше 30 лет назад, во времена СССР, поэтому можно говорить о том, что на карте нашей армии появилась очередная по-настоящему горячая точка.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Владимиром Путиным , Эмомали Рахмоном

03.08.2021 13:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Ихтиер Бахтиерович Абдуллаев

Абдуллаев Ихтиер Бахтиерович

Генеральный прокурор Узбекистана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
8,31 млн

численность населения Таджикистана на 1 января 2015 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31