Евразийский банк развития (ЕАБР, Банк) опубликовал доклад «Инвестиции в водно-энергетический комплекс Центральной Азии». Авторы доклада проанализировали сложившуюся ситуацию в ВЭК ЦА по итогам 30 лет независимости 5 республик (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), оценили уровень сотрудничества между странами в ВЭК.
Аналитики также выявили основные вызовы, которые стоят перед странами ЦА в решении вопросов ВЭК, провели скрупулезное исследование реализуемых и перспективных инвестиционных проектов в ВЭК ЦА путем анализа инвестиционных стратегий основных игроков и государственных программ. На этой основе в докладе представлена предварительная оценка потребностей в капиталовложениях в инфраструктуру энергетического и водного сегментов ВЭК до 2030 года.
Авторы доклада оценивают, что недостаточный уровень сотрудничества между странами Центральной Азии в водно-энергетическом комплексе и, соответственно, реализуемые технико-экономические решения приводят к значительным экономическим потерям.
По данным, представленным в докладе, оценки ежегодного экономического ущерба и нереализованных экономических выгод достигают 4,5 млрд долл. США. Это соответствует 1,5% регионального ВВП. Потери в сельском хозяйстве оцениваются в 0,6% ВВП ЦА, в энергетическом комплексе — 0,9% ВВП ЦА.
Согласно предварительным оценкам ЕАБР, при условии устранения неэффективности ВЭК положительное воздействие на ВВП ЦА может составить 7% ВВП региона на 5-летнем горизонте (22 млрд долл. США). Темпы экономического роста стран региона ЦА через 5 лет дополнительно увеличатся на 1,5 п. п. (по сравнению с инерционным сценарием развития).
В более долгосрочной перспективе (до 2050 года), согласно оценкам Всемирного банка, разница между издержками инерционного сценария и выгодами сценария, подразумевающего укрепление сотрудничества в ВЭК ЦА, может достигнуть 20% ВВП.
Резкое ослабление сотрудничества в ВЭК ЦА в 2000-х годах совпало с периодом значительного увеличения нагрузки на энергетический сектор. Объем нетто-потребления электроэнергии увеличился на 71,1% — с минимального в постсоветский период уровня в 108,1 ТВт∙ч в 1999 году до 184,9 ТВт∙ч в 2020 году. Это произошло в условиях ускорения темпов роста промышленности, которая характеризуется высокой энергоемкостью, и высокого демографического роста. При значительном снижении взаимных среднегодовых перетоков электроэнергии страны ЦА активно строили новые и модернизировали действующие генерирующие мощности. Это позволило удовлетворять увеличивающиеся потребности за счет собственной генерации. Фактически за последние два десятилетия реализован курс на самодостаточность энергосистем.
Формирование энергосектора ЦА происходило в контексте реализации государственных программ в регионе. С учетом структуры собственности и специфики инвестиционных проектов в ВЭК государство играет ключевую роль в его развитии. Государства и государственные компании активно участвуют в разработке концепций развития комплекса, определяют тарифную политику, занимаются поиском источников финансирования, реализацией проектов и др. В 2020 году лидерами по объемам инвестиций в ВЭК являлись Казахстан (2,783 млрд долл. США, или 1,6% ВВП) и Узбекистан (1,377 млрд долл. США, или 2,4% ВВП).
В Таджикистане и Кыргызстане инвестиции в капитал ВЭК составили 507 млн долл. США (6,3% ВВП) и 89 млн долл. США (1,2% ВПП) соответственно. В Таджикистане бюджетные ограничения не стали препятствием для проведения активной инвестиционной государственной политики за счет внешних заимствований. Слабые инвестиционные показатели в ВЭК Кыргызстана обусловлены ограниченными государственными доходами, а также заниженными тарифами, которые не покрывают себестоимости производства электроэнергии.
В условиях недостаточной инвестиционной привлекательности ВЭК большинства стран ЦА для частного капитала и иностранных инвесторов важным источником финансовых ресурсов для государственных инициатив выступают многосторонние банки развития (МБР). На данный момент в стадии реализации находится 104 проекта на сумму 10,2 млрд долл. США. Лидером по объему финансирования является ЕБРР с портфелем 3,3 млрд долл. США, или 32,7% от общего объема финансирования МБР в ЦА. Следом идут ВБ — 3,0 млрд долл. США (29,6%) и АБР — 2,6 млрд долл. США (26,2%). На долю ЕАБР и ЕФСР, ЕИБ и АБИИ в совокупности приходится 1,2 млрд долл. США (11,5%). Несмотря на борьбу с последствиями пандемии COVID-19, МБР продолжили финансирование ВЭК ЦА. В 2020 году МБР одобрено финансирование 24 проектов в ВЭК ЦА на общую сумму 1,8 млрд долл. США.
Во всех странах ЦА выявленные инвестиционные проекты направлены в большинстве случаев на удовлетворение потребностей национальной экономики и не обязательно учитывают региональные интересы, что является следствием нескоординированного характера развития ВЭК. Развитие сотрудничества в ВЭК ЦА позволило бы повысить эффективность баланса водных и энергетических ресурсов региона, а также оптимизировать объемы и структуру инвестиций.
Авторы доклада обращают внимание на то, что отличительной чертой стран ЦА в бассейне Аральского моря является то, что их социально-экономическое развитие происходит в условиях истощения водных ресурсов, и этот тренд будет определять характер межгосударственных отношений стран региона. С точки зрения обеспеченности водными ресурсами в международной классификации они находятся в категории «недостаточно обеспеченных» (1405 м3/чел. в год при пороге 1700 м3/чел. в год). По расчетам аналитиков ЕАБР, по умеренному сценарию развития ситуации в ЦА данный тренд сохранится в долгосрочной перспективе.
Аналитики Банка делают вывод, что перспективы достижения целей устойчивого социально-экономического развития ЦА в значительной степени связаны с состоянием водных ресурсов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus