Студенты отсидят карантин до 1 сентября
Несмотря на то что кампания по приему абитуриентов в туркменские вузы завершится только 27 августа, учебные заведения Ашхабада и их общежития уже готовы принять первокурсников и остальных студентов. Предполагается, что иногородние учащиеся проведут не менее двух недель в изоляции, не покидая стен общежитий. Источники сообщают, что это решение принято в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции. Учащихся из Ашхабада и Гёкдепинского этрапа Ахалского велаята это не касается, они до начала учебы не ограничены в передвижениях.
«В чем смысл изоляции для одних и свободы для других? — задается вопросом отец первокурсника из Мары. — Разве вирус выбирает, кого заразить, по месту проживания? 1 сентября все встретятся, и где гарантия, что ашхабадский студент не заразит моего сына, просидевшего на карантине полмесяца?».
Официально Туркменистан не признает факт проникновения COVID-19 в страну. Однако в независимые СМИ практически с самого начала мировой эпидемии поступает информация о заболевших и умерших в Туркменистане. Власти принимают карантинные меры, которые позиционируются как чисто профилактические.
С нового учебного года семь высших учебных заведений Туркменистана переведены на самофинансирование. Это Международный университет гуманитарных наук и развития, Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Туркменский государственный институт экономики и управления, Туркменский государственный финансовый институт, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт Министерства образования и Инженерно-технологический университет Туркменистана имени Огуз хана Академии наук.
Из-за невозможности отправить детей учиться за границу многие родители готовы оплатить учебу в Туркменистане. В местных СМИ стоимость обучения не публикуется, но источники называют цифры от 6 до 8 тысяч манатов ($180-240 по текущему рыночному курсу), в зависимости от конкретного учебного заведения.
Родители поступивших студентов испытывают радость от введения платного обучения. Они отмечают, что введенная официальная ставка намного меньше, чем сумма взятки, которая потребовалась бы при поступлении на бюджет. Также облегчает задачу тот факт, что заплатить изначально требуется только за год, так что остается время накопить на оплату следующего курса.
Однако, как у медали имеется две стороны, так и с оплатой учебы существуют проблемы.
«Практически столько же, сколько мы заплатили за год учебы в институте нефти и газа, нужно собрать на все остальное: на проживание в общежитии, одежду, обувь и другую внешнюю атрибутику для учебы и участия в чаре, на форму для занятий физкультурой, на приобретение ноутбука, учебников, тетрадей и многого другого», — сказал отец студента-первокурсника.
В Туркменистане, где формально давно существует карточная система безналичного расчета, люди продолжают собирать манат к манату для оплаты обучения.
Житель одного из этрапов Ахалского велаята, чей ребенок поступил в Государственный институт экономики и управления, признался, что ради поступления сына продал стельную корову и собрал без малого 8 тысяч манатов. Но когда узнал, что нужно еще примерно столько же на все остальное, вынужден был продать и вторую кормилицу.
Поступить на платное отделение, как утверждают новоиспеченные студенты, не так-то просто, к тому же в некоторых популярных вузах и конкурс немаленький — до восьми человек на одно место. Однако и тут состоятельные родители готовы, помимо официальной оплаты, дать еще и взятку в валюте. Узнать среднюю сумму мзды не удалось.
В конце июня на сайте посольства Российской Федерации в Туркменистане были опубликованы итоги отбора молодежи для учебы в России по квоте, выделенной правительством РФ. На учебу в российские вузы отправятся 220 счастливчиков, из которых 27 — в аспирантуру и ординатуру, 62 — в магистратуру и 131 человек будет учиться на бакалавриате.
До эпидемии COVID-19 и закрытия международного авиасообщения обучение за границей было очень популярно среди туркменской молодежи. Нередко отъезд на учебу воспринимался как первый шаг к эмиграции. Однако условия жизни студентов за границей крайне тяжелы. Туркменская сторона строго ограничивает суммы, которые родители могут переводить студентам, поэтому практически все учащиеся вынуждены подрабатывать. Также власти Туркменистана с 2019 года утверждают ограниченный список иностранных вузов, чьи дипломы могут быть признаны внутри страны. Граждане, окончившие вузы, не вошедшие в перечень, должны либо окончательно эмигрировать, либо вернуться домой без возможности работать по профессии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus