«Уходит со сцены поколение, которое помнит, как жили вместе в одной стране. Регион превращается в некое собрание разрозненных государств. И в этом заключается самый большой на сегодня вызов для стран Центральной Азии. Не с точки зрения того, чтобы выработать какую-то совместную политику. Речь идет о том, чтобы страны сформировали хоть какую-то совместную внешнеполитическую позицию», - сказал экономист Айдархан Кусаинов, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
«Считается, что Центральная Азия является уникальным геополитическим узлом, связывающим четыре ядерные державы – Россию, Китай, Индию и Пакистан. Я бы в свою очередь заявил, что это не узел, а некая территория, которая оказалась на стыке четырех серьезных сил.
Так случилось, что в последние годы Россия только набирала силу, также как и Китай с Индией. Узел переформатировался, перевязался. Поэтому Центральная Азия оказалась в определенной степени нейтральной территорией. Чем лидеры стран и воспользовались.
Они занялись в той или иной степени эскапизмом, начиная от простого установления неосредневековых монархий, заканчивая построением самодостаточных самостийных государства.
У Казахстана этот эскапизм проявился так: «покупайте нашу нефть, а во внутренние дела не лезьте.
За 30 лет внешние акторы не смогли предложить региону объединительную идею. Лидеры большинства стран Центральной Азии не ставили задачу выстраивать активную внешнюю политику, потому что занимались внутренними делами.
Соглашусь с тем, что уходит со сцены поколение, которое помнит, как жили вместе в одной стране. Регион превращается в некое собрание разрозненных государств. И в этом заключается самый большой на сегодня вызов для стран Центральной Азии.
Не с точки зрения того, чтобы выработать какую-то совместную политику. Речь идет о том, чтобы страны сформировали хоть какую-то совместную внешнеполитическую позицию.
Ключевым вызовом является то, что мир сегодня существенно гранулируется. Начинает преобладать внеблоковое мышление. Соответственно развивается сотрудничество с точки зрения выгод для конкретных активных игроков.
Например, у Китая проект «Один пояс – Один путь» это вроде интеграция, но только как пояс и путь. Турция предпринимает некие попытки увеличения своего влияния.
И я бы не сказал, что Центральная Азия сегодня – это поле для Большой игры.
Получается, что каждая страна должна сама делать свой выбор в условиях, когда старые блоки разрушились, и каждый игрок теперь играет в отдельности от классических тандемов или союзов.
Характерный пример – та же Турция, которая, с одной стороны, крупный член НАТО, с другой стороны покупает российские зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», при этом поддерживает позицию Украины по вопросам принадлежности Крыма.
Есть определенные противоречия и у России с Китаем при наличии немалого количества совместных продуктивных действий».
Заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus