Геополитическим землетрясением можно назвать захват власти талибами в Афганистане. В США критика Байдена говорит о том, что президент ушел предельно плохо и покрыв себя позором. А прагматичная Европа пытается оценить, сколько ей будет это стоить? Ведь она столько уже вложила в Центральную Азию, а тут контекст меняется, и на горизонте маячит новая волна беженцев…
Политолог Андрей Чеботарев попытался ответить на эти вопросы на своей странице в Facebook. Дословно:
«Европейский Союз серьезно озабочен ситуацией, развивающейся в Афганистане.
С одной стороны, в отношении и Центральной Азии, и Афганистана ЕС имеет отдельные стратегические цели и приоритеты. Поэтому ощутимой привязки одного к другому не наблюдается. К тому же официально Евросоюз не участвовал в военной операции США и НАТО в этой стране.
Однако, с другой стороны, по инициативе Евросоюза Афганистан с 2015 года участвует в Диалоге высокого уровня по вопросам политики и безопасности (уровень вице-министров иностранных дел). Последнее, восьмое, заседание прошло 1 июля 2021 г. в Ташкенте. Ранее же это была одна из двух диалоговых площадок только ЕС-ЦА.
Кроме того, действующая стратегия ЕС в Центральной Азии, в частности, предполагает современное интегрированное управление границами с охватом Афганистана. Речь идет о поддержке Брюсселем деятельности по противодействию
- наркобизнесу
- организованной трансграничной преступности
- нелегальной миграции и торговли людьми
осуществляемой в сотрудничестве ЦА-ИРА.
Евросоюз также выступает за сближение между Центральной и Южной Азией. Пограничный с тремя странами первого из этих регионов Афганистан, видимо, призван играть роль связующего звена. Об этом, к примеру, хорошо говорится в выступлении главы европейской дипломатии Жозепа Борреля на международной конференции «Региональная взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: проблемы и возможности» (15.07.2021 г., г. Ташкент).
По его словам, «Центральная Азия и Афганистан представляют собой большой и растущий рынок с процветающим будущим». Для поддержания движения соответствующих стран в этом направлении ЕС только в 2014-2020 гг. выделил грантов на сумму более 2,5 млрд евро.
Снова беженцы?
Возможно, что европейские политики не ожидали стремительного развития военно-политической ситуации в Афганистане в пользу талибов с уходом из страны военных США и НАТО. Но факт есть факт, и с этим следует жить и работать дальше.
Именно для этого сегодня министры государств-членов ЕС должны собраться для обсуждения ситуации в Афганистане.
Скорее всего, ключевыми вопросами станут:
- выработка общей позиции к «Талибану»
- выстраивание отношений с правительством, которое тот в ближайшее время сформирует
- принятие новых беженцев
Также возникает необходимость пересмотра стратегии ЕС относительно этой страны, принятой еще в 2017 году.
Чем поможет Центральная Азия Европе?
Естественно, что в свете озабоченности развитием ситуации в Афганистане взор из Брюсселя будет особенно обращен к центральноазиатской пятерке.
Следует ожидать, что афганская тематика будет поднята во время очередной министерской встречи ЕС-ЦА. О чем именно будут договариваться партнеры, пока неизвестно. Однако на этой волне страны региона вполне могут максимально переключить внимание Евросоюза на вопросы обеспечения региональной безопасности и убедить его снизить свое внимание или хотя бы смягчить тональность оценок по вопросам права человека и демократии. Тем более, что за последнее время жесткого нарекания по этим вопросам удостоился только Казахстан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus