Эксклюзивное интервью с послом Афганистана в Таджикистане Мухаммадом Захиром Агбаром.
«Если афганцы не объявят о создании законного правительства, и переговоры в Дохе потерпят неудачу, ситуация в Афганистане будет трагической»: эксклюзивное интервью с послом Афганистана в Таджикистане Мухаммадом Захиром Агбаром.
- Господин посол, большое спасибо за то, что в это сложное время для народа Афганистана и региона предоставили нам возможность поговорить с вами.
У вас на столе, я вижу, трехцветный флаг Афганистана, но на президентском дворце Аргы и на Холме Вазиракбархан в Кабуле вывешен белый флаг Талибана. Кого вы представляете - Исламскую Республику Афганистан или Исламский Эмират Афганистана?
- Бисмиллахир-рахманир-рахим. Во-первых, хочу поблагодарить вас за то, что следите за ситуацией в Афганистане, и выражаю глубокую признательность уважаемому соседу Афганистана - народу Таджикистана.
Я представляю народ Афганистана. Флаг утвержден на основании решения Луи Джирга и Конституции Афганистана. Этот флаг не является флагом какой-то личности. Мы будем признавать и подчиняться государству, которое соблюдает решения международного сообщества - обеспечивать защиту интересов и свобод всего народа Афганистана, - и это международное сообщество признает его.
«Ашраф Гани опозорил себя»
- Вы назначены здесь послом за подписью человека, который в настоящее время является беженцем и весь народ Афганистана ищет его. Кстати, а вы не знаете, где находится назначивший вас президент?
- Афганские вооруженные силы, верные сыны Афганистана, стояли и стоят на защите своей родины. Думаю Афганистан сдал господин Ашраф Гани. Афганский народ давно догадывался и знал об этом.
Если я назначен послом за подписью доктора Ашраф Гани, это не означает, что я могу оправдать все его негативные действия. Поэтому до тех пор, пока государство Талибан не будет официально признано международным сообществом, в посольстве Афганистана я буду представителем афганского народа.
- И все же о президенте. Говорят, что сначала Ашраф Гани отправился в Таджикистан, а оттуда - в одну из арабских стран Персидского залива. Вы были в курсе?
- Мне говорили, что один или два самолета летели из Афганистана, и что на борту находился доктор Ашраф Гани. Журналисты спросили меня, не поехали ли вы в аэропорт встречать его?
Я сказал, что никогда не поеду встречать беглого президента и, кроме того, если он сбежал, значит он не наш президент. Ашраф Гани принес много страданий афганскому народу, и история этого ему не простит. Он обманул товарищей, несправедливо подстрекал к войне с талибами силы безопасности.
Три дня назад доктор Ашраф Гани в интервью заявил: «Хотя я очень люблю короля Амануллу, но не сбегу, как он». По моему мнению, он опозорил себя и этот исторический позор будет преследовать его в течение всей его жизни.
«Как человек, который более 30 лет сражался против терроризма, я хочу мира»
- Какое ведомство сейчас координирует работу посольств в Афганистане? Насколько нам известно, министра иностранных дел Афганистана тоже нет в вашей стране, он уехал в Индию.
- Сейчас и в Дохе ведутся переговоры, также компетентная делегация отбыла в Пакистан. Одним из представителей афганской делегации является доктор Абдулла Абдулла, возглавляющий переговоры по афганскому мирному проекту. Афганские силы безопасности и афганские вице-президенты в настоящее время находятся на территории Афганистана.
Надеюсь, что результаты переговоров будут положительными, и мы будем жить в мире с международным сообществом, талибами и нашими соседями. И весь народ Афганистана будет чувствовать себя гражданами этой страны.
Но вот мне только что сообщили, что талибы напали на мой дом и разграбили его.... Поэтому для меня лично ясно, что заявления талибов расходится с их действиями. Я считаю, что люди из их низшего звена могут в считанные дни совершить невиданные трагедии.
Если афганцы совместно не объявят о создании законного правительства, и эти переговоры потерпят неудачу, ситуация в Афганистане будет трагической.
- Если коалиционное правительство не будет сформировано на основе соблюдения прав международного сообщества и талибы монополизируют власть, что вы станете делать?
- Не только как посол, но и как гражданин Афганистана и как человек, который более тридцати лет сражался против терроризма и агрессоров, я хочу мира.
Я за то, чтобы другие страны меньше вмешивались в дела Афганистана, а больше вносили лепту в деле достижения мира. То, что наши американские друзья заключили сделку с талибами и дали им политическую легитимность, это явилось причиной того, что они стали политической силой и, в конечном итоге, завоевали весь Афганистан. При этом, военным путем они не захватили ни одной местности.
Так вот, если эта коалиция появится и будет признана международным сообществом, то не имеет значения буду я послом или обычным человеком. Если же талибы думают, что оказыванием давления, нападением на людей, захватом и грабежом, уничтожением самобытности народа они могут чего-то добиться, то мы снова вступим в битву против талибов. Даже если у нас останется хоть небольшая территория, мы продолжим борьбу.
«Сопротивление будет не только в Панджшере»
- Мы обратили внимание на риторику и реакцию таджикских и узбекских властей. Таджикистан заявил, что получил сигналы SOS и согласился принять афганские самолеты. Узбекистан заявляет о нарушении воздушной границы, там же возбудили уголовное дело против тех, кто въехал в страну через наземную границу...
- Я думаю, что правительство Таджикистана во главе с его превосходительством Эмомали Рахмоном, полностью осведомлены о проблемах региона, проблемах соседей.
Да, приземлившись в Таджикистане или в Узбекистане, самолеты нарушили воздушную границу. В соответствии с международными правилами, когда самолет или кто-то просит убежища, правительство решает этот вопрос с учетом своей безопасности. Что в этом случае полагается по законам страны, не нам решать.
- Из Паджшера звучат призывы об организации второго очага сопротивления талибам. Оно может быть успешным?
- Я думаю, что ни одна империя в мире не смогла уничтожить поколения и заставить замолчать движения. История показала, что центры сопротивления всегда начинают формироваться с малого.
Я рад, что был одним из тех, кто сражался в рядах сил Национального героя Афганистана – Ахмадшаха Масуда и профессора Устада Бурхануддина Раббани в те дни, когда ничего не было. Но 1360-километровая граница между Афганистаном не рухнула. В двух приграничных с Таджикистаном провинциях противнику не удалось завоевать ни один из них.
По моему мнению, недавний побег Ашрафа Гани, ранее согласованный с назначенными им людьми, стал причиной исхода людей и, в конечном итоге, захвата талибами всех территорий. Я придерживаюсь мнения, что талибы не в состоянии удержать эту огромную горную территорию Афганистана. Согласно военной логике, талибы не могут доминировать по всей территории.
Я считаю, что сопротивление будет не только в Панджшере, но и постепенно перенесется на юг, север и запад. И вы станете свидетелями того, как однажды народ Афганистана и даже весь мир объединится против Талибана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus