Выступление на 23-й ежегодной конференции ОБСЕ для СМИ ЦА «Повышение общественной значимости СМИ в Центральной Азии».
Наша страна уже много лет является одним из трех аутсайдеров в мировом рейтинге свободы прессы. И никаких перспектив к улучшению позиции я не вижу. Пандемия показала, что отсутствие свободы прессы — это не просто нарушение одного из пунктов Всеобщей декларации прав человека.
Отсутствие независимых медиа и жесткая цензура имеющихся в стране СМИ негативно, и даже трагически, отразилось на жизни и здоровье граждан страны. Непризнание властями наличия COVID-19 в стране и скрываемые статистические данные по заболеваемости и смертности способствовали тому, что жители страны не отнеслись серьезно к грозящей опасности.
«Дорогие соотечественники! В связи с увеличением частиц пыли в воздухе, просим вас носить маски, соблюдать гигиену рук и социальную дистанцию в два метра», — это вся информация, которую правительственные структуры доводили до населения.
Власти не только сами не информируют граждан о реальном положении в стране в связи с пандемией, но препятствуют проникновению в страну объективной информации из независимых туркменских информационных ресурсов, таких как сайты «Хроника Туркменистана» или Turkmen news, базирующихся за рубежом. Эти сайты публикуют прямые и косвенные данные, подтверждающие многочисленные случаи заболеваний и смертей от COVID-19. Последние прямые данные — это смерть директора единственной в стране русскоязычной школы (патронируемой Посольством РФ) Елены Сысцовой. Ее родные, мама и дети, также находятся в тяжелом состоянии. К косвенным данным можно отнести сообщения о подорожании гробов и аренды палаток для проведения похорон и поминок. Разумеется, такие сведения не публикуются в государственных и про-государственных СМИ.
Если ранее спецслужбы боролись такими методами, как поиск и блокирование VPN, посредством которых многие туркменистанцы имели возможность посещать запрещенные в стране интернет-ресурсы, то в последнее время задерживают и подвергают административным штрафам и арестам тех, кто помогал людям с установкой этих VPN. В результате наш сайт «Хроника Туркменистана» потерял до половины уникальных посетителей.
Продолжаются DDoS-атаки на сайт. В мае текущего года по заявлению туркменского госагентства был заблокирован наш канал на Youtube.
В стране арестованы и осуждены несколько человек, сотрудничавших с независимыми туркменскими интернет-ресурсами или имевшими личный блог. В их числе Нургельды Халыков и Мурад Душемов. Проводятся репрессии в отношении родственников активистов и журналистов, находящихся за рубежом. В частности, пострадали родные и близкие проживающих в Турции Дурсолтан Тагановой и Розыбая Джумамурадова.
Какими правилами и законами руководствуется правительство Туркменистана, борясь силовыми методами против независимых медиа, нам непонятно. У нас нет механизмов обратной связи с государственными структурами, я уже не говорю о возможности получить интервью или комментарии от руководства министерств и ведомств. Хотя Закон «О средствах массовой информации» позволяет это делать.
Можно приветствовать, что ОБСЕ проводит анализ законов и дает конкретные рекомендации по их усовершенствованию. Но, увы, эти законы в нашей стране исполняют роль ширмы, а не рабочего механизма.
В марте этого года прошли выборы в новую палату парламента. После выборов стало известно, что, не выставляя своей кандидатуры, в этот законодательный орган избрался действующий президент страны. И он, сохраняя за собой пост президента, не только попал в парламент, но и стал руководителем палаты. Это демонстрация отношения туркменских властей к собственным законам и Конституции.
Вести работу журналиста и информационного ресурса в этих условиях чрезвычайно рискованно и сложно. Тем не менее хочется надеяться, что Представительство ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Офис Специального докладчика ООН по вопросам свободы слова, структуры ЕС, другие международные организации, приверженные идеям демократии и прав человека, будут содействовать тому, чтобы граждане Туркменистана получили право на Свободу получения и распространения информации.
Правила комментирования
comments powered by Disqus