90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Можно ли в Казахстане побороть тиранию необразованного большинства?

04.10.2021 12:30

Общество

Можно ли в Казахстане побороть тиранию необразованного большинства?

В нас, казахстанцах, живут неистребимые фобии и крайняя степень неприятия многих вещей, которые в технологически развитых странах давно используются во благо их народов. Это касается и освоения космоса, и строительства АЭС, и даже вакцинации. О причинах таких фобий, о том, надо ли с ними бороться, и если да, то как, мы решили поговорить с известным экспертом, главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом.

Вакуум знаний порождает тягу к архаике

В чем корни таких фобий? В недостаточном образовании, в архаичности нашего сознания, в недоверии к властям, в чем-то еще?

- Я думаю, что у этих фобий есть как объективные причины, так и субъективные. К первым можно отнести то, что казахстанская земля и казахстанский народ в свое время были и свидетелями, и жертвами многих технологических и военных мероприятий, которые здесь проводились. Я имею в виду прежде всего ядерную программу Советского Союза с ее испытаниями и печально известным Семипалатинским полигоном. А как не упомянуть промышленно-геологические взрывы с использованием ядерных зарядов, которые осуществлялись практически по всей территории республики?

Естественно, все эти испытания беспокоили людей. Прежде всего, своей закрытостью и отсутствием объективной информации о последствиях. Поэтому, как говорится, и без всяких фобий и психоза нашему народу было чего бояться и пугаться.

Что касается космической программы, то там, конечно, было значительно меньше ущерба. Но, тем не менее, запускались ракеты на токсичном топливе. Болели и страдали люди, которые проживали в районах падения ступеней ракет-носителей, а также на территориях, непосредственно примыкавших к космодрому Байконур. Понятно, что все это не могло пройти бесследно для экологии тех мест.

Есть и другие причины, порождающие такие фобии. Парадоксально, но факт: сегодня наше население информировано о происходящем на планете Земля намного меньше, чем это было раньше. Казалось бы, есть Интернет, всепроникающие СМИ, но мы же понимаем, сколько в них всякого такого, что не имеет никакого отношения к истине. Не секрет, что в «Ютубе», во всякого рода рассылках распространяется масса вещей, которые просто не могут быть отнесены к понятию «объективная информация».

В приснопамятные советские годы у большинства из нас было достаточно серьезное образование, а, кроме того, велась активная пропаганда достижений науки и техники, снимались прекрасные документальные фильмы, выходили интересные журналы. Была такая неплохая организация – общество «Знание», которое своим лекторием охватывало практически всю страну. И оно работало не абы как, а с вполне конкретной целью – просвещать народ. Причем те, кто занимался всем этим, руководствовались не только установками сугубо коммунистической идеологии для затуманивания мозгов, но и необходимостью приобщить массы к науке и знаниям. При этом были охвачены многие отрасли знаний – физика, химия, биология, медицина, история, литература, искусство и т.д. Вся эта система целенаправленно и в должном объеме финансировалась государством.

Что же касается сегодняшней ситуации, то у нас произошла полная девальвация образования, брошена на самотек работа по пропаганде достижений науки и техники, а в широком смысле слова – система просвещения. Печальный результат всего этого, который нам известен по объективным оценкам международных организаций, критике Министерства образования и науки, заключается в том, что по качеству образования и уровню знаний мы уже давно превратились во второразрядную страну.

Как это ни печально, но в таком положении вещей свою, мягко говоря, не совсем позитивную роль сыграло наше чрезмерное обращение к так называемым истокам. Сегодня оно приобрело форму архаизации. Теперь в нашем обществе религия имеет куда большее влияние, чем общество «Знание» в те уже далекие времена.

В итоге у нас образовался ощутимый вакуум знаний. Возник запрос на замкнутость, какую-то отгороженность, настороженность по отношению ко всему чужому, каким бы прогрессивным оно ни было.

Депрофессионализация и антиваксерный синдром

- Может, есть и какие-то другие причины?

- Как мне кажется, свою роль могло сыграть и то, что наша страна живет теперь как сырьевой придаток. А если взять наше общество, то мы убедились в том, что сегодня профессионалы не нужны. Гораздо важнее быть лояльным, гораздо важнее найти теплые местечки с помощью родственников или каких-то других связей. Тратить силы или тем более сверхусилия на то, чтобы освоить какие-то серьезные научные или технические труды – такой вариант развития карьеры или вообще личности воспринимается как какое-то чудачество. И это не потому, что люди взяли и в одночасье оглупели. Все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Проблема в том, что у нас исчезли сложные виды производств, исчез спрос на высококвалифицированных рабочих, не говоря уже об инженерно-технических работниках. И когда в нашей среде, в быту, в общественных дискуссиях тон задают люди неквалифицированного труда либо люди, которые работают в разных сервисах, то следует понимать, что общественное мнение формируется не самыми прогрессивными (в непосредственном понимании этого слова) людьми.

Не последнюю роль играет и позиция самих властей по отношению к качественному состоянию населения. Ведь фобии можно и «оседлать». Однако у нас они становятся в определенном смысле полем действия всякого рода политиканов. С помощью фобий можно заболтать любую важную и серьезную тему, требующую глубокой подготовки и понимания.

Рассмотрим более конкретную и самую актуальную на данный момент тему. Как вы объясните, мягко говоря, неоднозначное восприятие необходимости вакцинации? Это следствие необразованности и непросвещенности или же вполне ожидаемая реакция?

- Для наших казахстанских реалий это вполне предсказуемая реакция и зачастую нормальная. Поясню свою точку зрения. Конечно, ковид внес огромные изменения в наше сознание. Он ошеломил государство, ошеломил общество. Много жертв, много потерь. Когда заболевают наши близкие или мы сами, мы впадаем в панику и не знаем, что и как надо делать. И, безусловно, с распространением коронавируса надо бороться.

Тут возникло вот это как бы паллиативное средство – вакцинация. Хорошо. Но давайте проанализируем, как она стала внедряться в Казахстане. Во-первых, нам не был обеспечен доступ к как можно более широкому кругу вакцин, которые уже созданы в мире, одобрены ВОЗ и применяются в большинстве стран мира. У нас до последнего времени прививали лишь двумя из них – «Спутником V» и «КазВаком». Затем появилась китайская, потом еще одна казахстанская. Но всего набора имеющихся вакцин, к чему, кстати, призывал глава государства, у нас, увы, нет. То есть, возможность выбора отсутствует.

Кроме того, сразу же стал использоваться директивный метод вакцинации. Вместо того, чтобы пропагандировать, разъяснять, вступать в дискуссии, показывать реальную статистику, делиться информацией с обществом, ее начали внедрять, по сути, методом принуждения. Это не совсем верный путь. Хотя бы потому, что ни у кого нет «золотого ключика», который бы открыл дверь к победе над вирусом. Ни у «пфайзера», ни у «модерны», ни у китайцев, ни у россиян, несмотря на то, что все по мере сил и возможностей пытаются решить эту проблему.

На мой взгляд, методы административного навязывания вакцинации привели к самым пагубным последствиям. Возникла огромная проблема, связанная с так называемыми купленными вакцинными паспортами, всякого рода подлогами и подтасовками. Никто не знает, сколько сегодня ходит людей, формально внесенных в базу вакцинированных, но на деле непривитых.

Кто виноват и что делать?

- Надо ли бороться с этими фобиями, и если да, то как?

- Вопрос непростой. Если реально смотреть на вещи, то, с моей точки зрения, мы будем жить с этими фобиями. Знаете, почему? Да потому что мы не сможем в одночасье вернуть наше общество к необходимому уровню образованности. Даже через длительный промежуток времени мы с этим не справимся. Наше население будет в целом слабо образованным, слабо подготовленным и падким на всякого рода слухи и сенсации. Что-то типа «вот взлетела ракета с Байконура, и у меня, проживающей где-то в Атырауской области, сразу подскочило давление, и все, кого я знаю, начали болеть». Такие вещи и будут нас сопровождать. От людей необразованных, не получивших соответствующую квалификацию (и тем более когда квалификация не востребована ни экономикой, ни обществом), трудно требовать адекватного восприятия реальности. И изменить эту ситуацию очень трудно.

Конечно, бороться надо. Но бороться не с фобиями, а с причинами, которые их порождают. Бороться надо за просвещение граждан и общества в целом. И здесь очень важно не бояться говорить людям правду. Надо выносить на всеобщее обозрение, на суд общественности все проблемы, которые ее волнуют. И делать это надо на серьезном, компетентном уровне, но никак не на уровне охлократии.

Приведу злободневный для нас пример. Пару лет назад Узбекистан принял решение о строительстве АЭС. Сегодня эта тема с подачи президента К-Ж.Токаева очень активно обсуждается и в нашем обществе, причем тональность обсуждения не отличается конструктивизмом. Теперь сравним с тем, как это было в Узбекистане. Наши соседи провели всестороннюю оценку этого проекта с участием экспертов МАГАТЭ, узбекских специалистов и их коллег из других стран. Они проанализировали все возможные проблемы и последствия. А после того, как решение о строительстве было принято, государство неуклонно претворяет этот проект в жизнь. То есть государство не стало заложником каких-то блогеров, каких-то истеричных людей.

Считаю, что вопрос строительства АЭС в Казахстане требует самого глубокого и всестороннего обсуждения среди специалистов, с привлечением иностранных экспертов. Если же мы низведем все это до каких-то митингов, выкриков с мест, то у нас ничего путного не получится.

А еще в таком случае мы покажем всему миру, что у нас нет государства с его цельностью и политической волей. Думаю, что у нас будет еще немало ситуаций, когда государству придется принимать непростые, жесткие и очень непопулярные решения. Ради чего? Ради того, чтобы страна выжила. Ради того, чтобы государство состоялось. Ради того, чтобы оно было крепким, обороноспособным. Наконец, ради того, чтобы у нас было реальное развитие, а не его имитация.

Антитехнологизм или компетентность: выбор за нами…

- Но для этого государственные структуры, во-первых, сами должны обладать высоким уровнем компетенций. А во-вторых, они должны, отталкиваясь от этого, четко и ясно, а, самое главное, своевременно реагировать на все тревоги, страхи и фобии, которые существуют в обществе и которые время от времени выплескиваются наружу в виде бурных обсуждений и реакций в социальных сетях. Вы согласны с этим?

Согласен. В поддержку вашего тезиса скажу так: они должны заниматься делом. Вот сейчас одной из важных задач является восстановление всей гидротехнической системы страны – водохранилищ, каналов, водоводов и т.д. Этим надо заниматься и не смотреть на засуху, постигшую нас, как на некую неизбежность. Но если ты хочешь решить такую сложную задачу, то тебе как руководителю соответствующего ведомства нужны не твои родственники и не министерство, превращенное в вотчину каких-то региональных кланов, а люди, умеющие реально работать и реально нести ответственность. А теперь скажите: это у нас сегодня возможно? Мне кажется, что это пока сомнительно…

- Выходит, мы оказались в некоем тупике? Допустим, будет объявлен всенародный референдум относительно целесообразности строительства той же АЭС. С учетом сегодняшнего образовательного и культурного уровня нашего общества, присущих ему разного рода фобий и неприятия им важных для будущего страны проектов из сферы высоких технологий результаты такого референдума будут вполне предсказуемыми…

- Вы совершенно правы. У нас сейчас возникает проблема не ошибочного выбора или опрометчивого плана развития. У нас возникает ситуация, когда так называемая инертная масса настроена абсолютно антитехнологически. Таким массовым социальным группам всегда присуща установка на неприятие нового. Они категорически не приемлют компромиссы, когда приходится чем-то жертвовать во имя развития, много и тяжело трудиться и созидать. И здесь совершенно точно у нас всегда будут брать верх пассивность и желание замкнуться. Поэтому государству придется приложить сверхусилия. Речь здесь идет не о том, чтобы задавить массы своим решением, а о том, чтобы найти с ними общий язык, найти людей, готовых к диалогу.

Поэтому в нашем обществе созревает запрос на людей, которые будут компетентно и добросовестно служить стране и обществу. Иначе мы никогда не переломим массовую тиранию необразованного большинства.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://qmonitor.kz/society/2640

04.10.2021 12:30

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Кубанычбек Туманович Туманов

Туманов Кубанычбек Туманович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
6%

кыргызстанцев не имеют доступа к чистой питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31