Глава Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко рассказал Ia-centr.ru об особенностях президентских выборов в Узбекистане, намеченных на 24 октября 2021 года.
Источник: Российский политтехнолог назвал главную интригу выборов в Узбекистане
– В Узбекистане отсутствует институт самовыдвижения, в президенты может избираться только член партии. Для нынешней политической системы страны – это положительный или отрицательный опыт?
– У каждой из пяти действующих партий Узбекистана есть свое узнаваемое лицо – с точки зрения идеологии и даже с точки зрения того, как выглядят активисты этих партий.
Если стоит задача построить современную партийно-политическую систему в стране, то нынешние признаки выглядят обнадеживающе.
– Как меняются технологии выборов в Узбекистане, если сравнивать текущий и прошлый выборные циклы?
– Возросла активность в интернете. Пока по активности в социальных сетях, доминируют две группы. Это сторонники действующего президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и люди, поддерживающие партию (и персону – ред.) Алишера Кадырова «Миллий тикланиш».
Текущая избирательная кампания в Узбекистане проходит достаточно спокойно и тихо. Основные инструменты кампании – это наружная реклама и социальные сети.
Избирательную кампанию «от двери к двери» в формате встреч с избирателями, как я понимаю, никто не ведет в связи с ограничениями по пандемии коронавируса.
Отмечу, что власти Узбекистана очень тщательно выдерживают принцип равенства освещения кандидатов и представлении их программ избирателям: выделяют сопоставимое время на телевидении, а в городах можно увидеть расклеенные информационные листки, на которых изображены все пять кандидатов с программами.
– Некоторые эксперты считают, что результаты выборов президента в Узбекистане «очевидны». Что гарантированный результат дает политтехнологам?
– По поводу победы Мирзиёева вряд ли могут быть какие-то вопросы. Все-таки президент провел очень успешный первый срок, реализовав целый пакет популярных реформ в экономике и социальной сфере.
Это тот редкий случай, когда реформы сопровождаются улучшением уровня жизни населения. Нет никакой «шоковой терапии», предлагаемые изменения реально облегчают жизнь людей. В этом смысле вряд ли у действующего президента могут быть какие-то трудности с поддержкой избирателей.
Одним из важнейших моментов этой избирательной кампании станет получение мандата на следующий этап реформ. Мы увидели, что президент на съезде Либерально-демократической партии (УзЛиДеП), когда его выдвигали кандидатом, предложил амбициозную программу. Концепция «Новый Узбекистан» включает меры по дальнейшему снижению роли государства в экономике, продолжение социальных реформ, борьбу с бедностью, развитие партийно-политической системы, реформу правоохранительных органов и так далее.
Основная интрига этой компании развернется вокруг второго места. На него претендуют Кадыров и Максуда Варисова – кандидат от Народно-демократической партии. И этот факт тоже будет влиять на повестку следующего срока президента.
Второе место Алишера Кадырова будет влиять на планы работы президента с национально-ориентированным избирателем.
Второе место Варисовой может означать большее внимание главы государства к социальной сфере жизни страны. Получается, выборы президента 2021 года – это вариант соцопроса, в котором будут участвовать все граждане Узбекистана.
– Насколько я понимаю, работа политтехнолога не заканчивается в день выборов, а продолжается еще несколько недель. Чем специалисты занимаются в этот период?
– После окончания выборного процесса политтехнологи занимаются легитимизацией результата. Убеждают избирателей в том, что выборы прошли честно, открыто, а подсчет голосов был объективным. Победитель принимает поздравления от других кандидатов. С этим в Узбекистане проблем не будет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus