25 октября, спустя меньше суток после окончания голосования, ЦИК Узбекистана объявил предварительные результаты президентской гонки. Как проходили выборы и почему избранный на второй срок президент набрал меньше голосов, чем пять лет назад — в материале «Ферганы».
Сегодня утром в социальных сетях начали распространять кадры репортажа Euronews, где говорилось, что Шавката Мирзиёева переизбрали на второй срок, и что по предварительным результатам он получил 90% голосов. В ЦИКе эту информацию оперативно опровергли, призвав дождаться 16 часов по местному времени, когда и были объявлены предварительные результаты.
Источник: «80% — это подготовка к приходу Шавката Мирзиёева надолго»
Объективно победа Мирзиёева ни у кого сомнений не вызывала. Даже когда корреспондент «Ферганы» в Ташкенте накануне спрашивал у участников голосования, чего они ждут от будущего президента, многие отвечали: «Чтобы было также, как сейчас, или лучше», из чего можно было догадаться, за кого они намерены проголосовать (NB напрямую спрашивать у избирателей, за кого они голосуют, в день выборов запрещено).
Интрига заключалась в том, сколько голосов наберет действующий президент. На выборах 2016 года, после смерти Ислама Каримова, выдвинутый от Либерально-демократической партии Узбекистана Мирзиёев обошел троих соперников, набрав 88,61% при явке избирателей в 87,83%.
С одной стороны, чуть более высокие результаты нынешних выборов свидетельствовали бы о росте популярности Мирзиёева. С другой — во время нынешней избирательной кампании столько раз повторялись слова «открытость», «демократичность» и «конкуренция», что отнятые у Мирзиёева этими самыми конкурентами проценты ничего о его рейтинге не говорили бы.
Ровно в 16 часов по местному времени 25 октября выяснилось, что журналисты Euronews все же оказались далеки от истины — действующий президент набрал чуть более 80%, переизбравшись на второй срок. Причем, поторопились не только журналисты: примерно за час до объявления предварительных результатов Мирзиёева с «убедительной победой» поздравил сначала президент РФ Владимир Путин, а затем и его коллега из Белоруссии Александр Лукашенко.
«Пять лет назад результат Мирзиёева стал реакцией на уход Ислама Каримова. В этом смысле он был преемником авторитарного правителя. И привычка узбекского избирателя состояла в том, чтобы отчасти автоматически следовать практике равняться на лидера, — сказал «Фергане» политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, который находится в Узбекистане в качестве наблюдателя. — А то, что там были другие кандидаты… Ну всем было понятно, что лидер один и это преемник Каримова, человек, который был в его команде.
Пять лет прошли в попытках Мирзиёева модернизировать Узбекистан. В значительной степени я могу сказать, что ему это удается. Он выбрал тренд и этот тренд с таким знаком плюс.
С другой стороны, ясно, что в Узбекистане привычка к единоличному сильному лидерству совершенно очевидна, её никуда не сдвинуть. Стремление властей приучить избирателя к вольнолюбивому поведению, сделать из населения электорат — всё это может быть привито в течение не одного, а многих избирательных циклов, если они не сорвутся по той или иной причине», — отмечает Аркадий Дубнов.
Ход голосования
Накануне на брифинге в ЦИК Генпрокурор Нигматилла Юлдашев заявил, что ведомство не получило ни одного сигнала о нарушениях как во время избирательной кампании, так и — непосредственно голосования. Об этом же отчитался глава Верховного суда Козимжан Камилов. На следующий день, однако, Генпрокурор сообщил, что в интернете появилась запись конфликта на избирательном участке № 113 Мирабадского района, в котором участвовали корреспондент «Газеты.уз» и зампредседателя участковой избирательной комиссии. Якобы он произошел из-за того, что журналист проверял урну для голосования. «Стороны примирились и разрешили недоразумение. В настоящее время изучение по данному вопросу продолжается», — сказал Юлдашев.
Об еще одном инциденте сообщил замглавы ЦИК Бахром Кучкаров — на одном участке было замечено так называемое «семейное» голосование, когда один член семьи голосовал за других, что запрещено законом. Речь о ролике, снятом на участке №519 в Ташкенте (где мужчина с маленьким сыном регистрируется, держа в руке два паспорта). Со слов Кучкарова, это видео было передано в органы прокуратуры.
Председатели участков, которые посетил корреспондент «Ферганы», заверили, что у них не было попыток проголосовать по двум и более паспортам, и даже если бы кто-то захотел сделать это, то ничего бы не вышло.
Выборы проводились по новому избирательному кодексу, что именно в нем изменилось, можно почитать здесь. Стоит отдельно отметить масштабы досрочного голосования, проводившегося в стране с 14 по 20 октября, в котором приняли участие свыше 421,6 тыс. избирателей. Не менее активно шло голосование за рубежом, в частности, в России. Новый кодекс позволил внести в списки избирателей живущих там граждан Узбекистана независимо от того, встали они на консульский учет или нет.
«Только это позволило вовлечь в избирательный процесс тысячи трудовых мигрантов, ранее не имевших возможность принять участие в выборах», — объяснял «Фергане» доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета Омон Мухамеджанов.
В самом Узбекистане впервые в число избирателей вошли те, кто был осужден за не слишком тяжкие или общественно не особо опасные преступления. Речь о свыше 8 тыс. человек, для которых организовали избирательные участки в пенитенциарных учреждениях и следственных изоляторах страны. Голосовали также пациенты «ковидных» больниц – около трех тысяч человек.
Наконец, ЦИК внедрила электронный список избирателей, призванный исключить так называемую «карусель», когда одни и те же люди голосовали в нескольких местах. В комментариях к новостям «Ферганы» некоторые пользователи жаловались, что не нашли себя в списках по месту прописки. Но как пояснили корреспонденту агентства на самих участках, гражданам и не обязательно было голосовать по месту прописки. Можно было прийти с паспортом (или ID-картой или водительским удостоверением нового образца) на любой участок. Там должны были внести избирателя в список, исключив при этом из базы участка, к которому он прикреплен.
Наблюдатели
Про открытость на этих выборах говорили не просто так – на них прибыло рекордное число зарубежных журналистов и наблюдателей. Последних, по сведениям ЦИК, было больше 970.
Впервые наблюдать за выборами в страну приехала делегация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (98 парламентариев из 27 стран). Она работала в составе совместной миссии с Европарламентом и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, состоящей из 366 человек.
На пресс-конференции 25 октября миссия объявила: «Несмотря на недавние долгожданные реформы, отсутствие истинного плюрализма и значимого взаимодействия кандидатов между собой и с гражданами означает, что президентские выборы в Узбекистане не были подлинно конкурентными, а в день выборов наблюдались существенные процессуальные нарушения».
Наблюдатели миссии увидели добавление избирателей в списки без должных мер контроля, допуск к голосованию без предоставления удостоверяющих личность документов, голосование за других и так далее. Тем не менее, отчет миссии нельзя считать полностью разгромным.
«Эти выборы показали, что демократические реформы, осуществляемые в последние годы, следует продолжать, чтобы закрепить уже достигнутые результаты», – сказал на пресс-конференции Рейнхольд Лопатка, Специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами.
«В ходе нашего долгосрочного наблюдения за выборами мы увидели, что прогресс возможен, и он непременно последует за реформами, но впереди долгий путь», — отметил, в свою очередь, Оуэн Мёрфи, Глава Миссии наблюдателей БДИПЧ.
Выступление совместной миссии Европарламента, БДИПЧ и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ разительно отличалось от заявлений наблюдателей из других организаций, которые не просто не заметили каких-либо значимых нарушений, но и хвалили власти Узбекистана за хорошую организацию голосования и спокойную обстановку, отмечали созданные на участках условия для людей с ограниченными возможностями.
Владимир Круглый, приехавший в составе Миссии наблюдателей от СНГ, рассказал, что вместе с коллегами, никого не предупреждая, уехал вечером в субботу в Самарканд. Причем, специально посетил участки в небольших районах. Везде наблюдателей встречали радушно, работе никто не препятствовал. Наблюдатель от ЦИК России Антон Лопатин посетил в сумме более 50 участков и также остался доволен.
«Каких-либо нарушений на выборах президента республики Узбекистан представители избирательной системы России не выявили как по линии ШОС, так и по линии СНГ», — подчеркнул он.
Соперники
Если пять лет назад Шавкату Мирзиёеву противостояли три человека, то на нынешних выборах соперников было четверо. Впервые своего кандидата — Нарзулло Обломурадова — выдвинула «Экологическая партия», причем ему сходу удалось набрать 4,1% голосов и обойти Бахрома Абдухалимова из «Адолата», который в итоге оказался на последнем месте, что наводит на мысль о том, что экология узбекистанцам оказалась ближе современной социал-демократии.
Второе и третье места поделили замглавы политсовета Народно-демократической партии Узбекистана Максуда Ворисова, которая по предварительным данным ЦИК набрала 6,6% голосов, и лидер Демократической партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров, у которого 5,5%.
С освещением программ кандидатов, на самом деле, никаких проблем не было. Их представители поучаствовали в двух теледебатах. Незадолго до выборов представитель штаба Ворисовой дал развернутое интервью «Фергане». С представителями «Миллий тикланиш» корреспонденту агентства несмотря на все усилия поговорить не удалось. Впрочем, они избегали общения и с другими российскими СМИ.
«Узбекский избиратель на этих выборах почувствовал себя отчасти свободным в своем выборе. — считает Аркадий Дубнов. — Я успел переговорить с некоторыми молодыми людьми, которые с удовольствием голосовали за Ворисову. Она – женщина, и им приятно надеяться на то, что женщина может быть во главе государства».
При этом Алишера Кадырова собеседник «Ферганы» назвал «экзотической фигурой», который специально участвовал в выборах, чтобы отвлекать и консолидировать «жириновскую публику»
«Это такой эпатаж, специально в расчете на то, что маргиналы в любой стране, даже такой, специально обученной под лидера, всегда найдутся, и голосуют ''по приколу'', как говорят молодые. Как голосовали в России за Жириновского и до сих пор это делают»,
— добавил Аркадий Дубнов.
Возвращаясь к результату избранного президента, политолог отметил, что 80% — «это подготовка к приходу Шавката Мирзиёева надолго». «То есть, теперь его показатели, если все будет хорошо, будут потихонечку расти. На следующих выборах, если все будет нормально, он наберет, возможно, 84%», — сказал собеседник агентства.
На уточняющий вопрос о том, что Мирзиёев по закону не может занимать пост президента более двух сроков подряд, Дубнов ответил: «Мы знаем такие прецеденты. На этот счет есть достаточно много процедур, которые позволяют изменить и Конституцию, и еще что-нибудь такое придумать. В любой демократической стране два президентских срока — вполне достаточно, чтобы начать резко движение вперед. В Узбекистане, конечно, было бы здорово, если у Мирзиёева, притом, что он отработает два президентских срока, появится абсолютно надежный продолжатель его модернизационной политики. Однако в этом быть уверенным нельзя. Но зато мы знаем, что есть опыт в наших постсоветских палестинах, когда вдруг появляется мнение народа, который призывает сохранить своего лидера еще на какой-то срок, потому что народ чрезвычайно им доволен. В Узбекистане я вполне такое допускаю».
Правила комментирования
comments powered by Disqus