Продолжение
К.Кривошеев (газета «Коммерсантъ»): «Обсуждая угрозы со стороны Афганистана под властью талибов, многие эксперты говорят, что вторгаться в страны Центральной Азии они действительно не будут, но попробуют расширить свое пропагандистское влияние, воспитать сторонников здесь. Как Вы относитесь к этим опасениям? И не опасаетесь ли, что в борьбе между «ИГИЛ» и «Талибаном» часть сторонников ИГ, не найдя себе безопасного пространства в Афганистане, просто будет выдавлена в вашу страну и соседние государства?»
А.Камилов: «В теоретическом плане, конечно, эта угроза сохраняется. Об этом говорил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на недавнем саммите СНГ. Говоря о терроризме, он призвал к более тесному взаимодействию наших специальных служб.
Что касается движения «Талибан», в приоритете тех задач, которые стоят перед ним, то, о чем Вы говорите, абсолютно отсутствует. Им надо утвердиться, встать на ноги, добиться признания и построить хоть какое-то государство. Пока они дойдут до экспорта идеологии, потребуется очень много времени. Надеемся, что к тому времени эволюционирует само движение. И чем больше оно будет вовлекаться в региональные, международные дела на основе международного права, чем больше будет их желания стать признанным со стороны мирового сообщества, сама идеология, мировоззрение движения и его руководителей будет меняться.
А потом Узбекистан, я не берусь говорить про другие государства, настолько самоутвердился и с точки зрения национальных приоритетов, и национальной идеи, и государственной идеологии, что сюда привнести другую идеологию, допустим, идеологию талибов невозможно.
Иногда говорят, женщины в Узбекистане уже ходят в платках, значит, талибы придут. Разве можно это сравнивать? Полмира ходит в платках, потому что это модно. Это неубедительное сравнение. Поэтому сегодня мы такой опасности, как проникновение идеологии талибов, не видим. Сама по себе суть их идеологии заключалась в том, чтобы освободить свою родину от иностранного присутствия, тем более военного. Вот и все».
Р.Соболь (телеканал НТВ): «Как складывались за последние пять лет отношения между Узбекистаном и Россией. И есть ли у нас совместные перспективные проекты в экономической, культурной сфере, может быть, военном сотрудничестве?»
А.Камилов: «Конечно же есть. Отношения между Узбекистаном и Россией находятся на самом пике своего развития. За 30 лет мы не имели настолько широкого взаимодействия и такой всеобъемлющей программы сотрудничества. Эта повестка включает в себя практически все возможные сферы: политику, экономику, культуру, социальную сферу, безопасность, взаимодействие на международной арене. Узбекско-российские отношения союзничества и стратегического партнерства обогащаются серьезным, предметным содержанием.
Мы стали больше внимания уделять нашему взаимодействию в культурно-гуманитарной сфере. Целый ряд убедительных примеров: открытие 15 филиалов российских вузов, создание центров изучения русского языка, постоянное посещение российскими творческими группами Узбекистана – это и театры, и многие другие мероприятия. Недавно здесь был Михаил Ефимович Швыдкой, мы вместе говорили об этих вопросах. Взаимодействие в этой сфере создает благоприятный фон, атмосферу для сотрудничества во всех других направлениях, укрепляя отношения между людьми, народами.
На форуме СНГ Президент России Владимир Путин говорил о значимости русского языка как языка межнационального общения. Мы в Узбекистане всегда об этом говорили. И в старые времена тоже под этим лозунгом проводились разные конференции. Мы будем поддерживать все новые инициативы в данном направлении, так как они послужат взаимообогащению культур.02 /2
Я знаю, что в последнее время в России тоже наблюдается интерес в определенных группах к изучению узбекского языка. Это тоже очень приятно слышать. Конечно, это не означает, что наши дети в Узбекистане и России не будут изучать английский, французский, испанский или китайский языки, но что касается двусторонних отношений – это очень важный элемент.
У нас есть совместная государственная программа по сотрудничеству в культурно-гуманитарной области. Мы ее реализуем и будем дальше работать по ней.
Словом, говоря о нынешнем состоянии межгосударственных отношений, хочу заметить, что мы задействовали очень большой потенциал, при этом остается возможность двигаться дальше, еще более укреплять наши отношения».
Д.Карпицкая (газета «Комсомольская правда»): «Действительно, отношения Узбекистана и России в последнее время в активной фазе. И на этом фоне Узбекистан отказывается от участия в ОДКБ, организации, у истоков которой он стоял. Какие перспективы у двух стран взаимоотношений в области безопасности?»
А.Камилов: «Область безопасности сегодня является одной из главных сфер нашего двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией.
Что касается взаимодействия с ОДКБ, то в той или иной мере оно есть. Пример: совместное обсуждение некоторых проблем безопасности в формате ШОС-СНГ-ОДКБ, в котором принят участие Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.
Речь ведь не идет о том, чтобы обозначить конкретное вхождение в ОДКБ, а о том, чтобы эффективно построить наше сотрудничество в сфере безопасности. Сегодня, например, мы не видим необходимости в возвращении Узбекистана в ОДКБ, предполагая, что будет какое-то фронтальное наступление полков, армий, дивизий в сторону Центральной Азии и Узбекистана.
При этом, конечно, не исключается вероятность угроз и вызовов со стороны отдельных террористических организаций, тех же, что продолжают оставаться на территории Афганистана – «ИГИЛ», «Аль-Каида», «ИГИЛ-Хорасан», которые имеют неместную природу. Это ближневосточные феномены, которые в силу различных событий в том регионе перекочевали поближе к нам.
Поэтому сегодня мы видим задачу не столько в том, чтобы готовиться к какой-то большой войне (а ОДКБ – это очень серьезная организация с огромным потенциалом), сколько своевременно отражать точечные вызовы и угрозы терроризма. В этом смысле считаю, что абсолютно прав Президент Шавкат Мирзиёев, когда он обратил внимание на тесное взаимодействие, прежде всего, наших спецслужб. Получение своевременной информации, предупреждение и пресечение. В этом должна заключаться наша задача.
Мы, конечно, отслеживаем, как будет развиваться дальше обстановка. И формы сотрудничества могут меняться. По крайней мере, на данный момент мы не видим необходимости восстановления членства Узбекистана в ОДКБ. Но параллельно идет очень сильное взаимодействие с Россией и с соседними государствами по вопросам безопасности в регионе».
М.Устименко (ИА ТАСС): «Допускает ли Ташкент возможное заключение каких-то новых соглашений в сфере безопасности с Москвой на фоне ситуации в Афганистане?»
А.Камилов: «На данный момент этот вопрос в связи с ситуацией в Афганистане в повестке дня не присутствует и не обсуждается. Мы уже заключили достаточное количество соглашений и договоров в сфере безопасности, и они работают.
Вместе с тем будем достаточно гибкими и, в случае возникновения такой необходимости, будем изучать этот вопрос, работать, вместе искать соответствующие формы взаимодействия».
М.Устименко (ИА ТАСС): «Как известно, довольно давно готовится визит Президента Узбекистана в Россию. В этой связи российский МИД сообщал, что подготовлен довольно солидный пакет документов для обсуждения на высшем уровне. Не могли бы Вы рассказать, с какой повесткой едет глава государства в Россию, планируется ли подписание каких-то соглашений в рамках визита и, на ваш взгляд, в каких сферах существуют перспективы для углубления взаимодействия между нашими странами?»
А.Камилов: «Что касается визита Президента, мы убеждены, что будет избран самый достойный Президент, заслуживающий этого, сделавший многое для Узбекистана. Но, что касается визита, было бы логично и уместно говорить об этом после президентских выборов.
Касательно содержания наших двусторонних отношений и процесса подготовительной работы: проработан большой пакет документов, особенно экономического, гуманитарного характера. Планируется проведение межрегионального форума. С учетом нынешней пандемической ситуации некоторые мероприятия будут проводиться в формате ВКС. Тем не менее поставленные задачи мы постараемся решить и подписать соответствующие договоры и соглашения, достичь договоренностей и провести, по возможности, где можно лично, где можно в онлайн-формате все запланированные мероприятия.
Большой пакет документов готовится в сфере торговли, создания новых рынков. Торговые отношения, несмотря на пандемию, развиваются динамично. Мы уже перешли барьер в 5 миллиардов долларов в торговых отношениях между Узбекистаном и Россией и будем дальше наращивать эти показатели.
Огромные возможности откроются после достижения договоренностей в сфере научно-технической и военно-технической областях.
Таким образом, программа очень большая и, думаю, реализация всех планов откроет не просто новую страницу, но и новый этап в узбекско-российских отношениях».
Б.Шишкин (Первый канал): «Предпринимаются ли конкретные шаги по реализации проекта строительства АЭС на территории Узбекистана?»
А.Камилов: «По взаимной договоренности этот вопрос обсуждается. Сегодня ведется тщательное изучение проекта, причем по нескольким направлениям.
Прежде всего, мы исходим из того, что это чисто экономический проект. Здесь никаких политических предубеждений, политических предпочтений не может быть. Почему мы это подчеркиваем? Потому что вокруг проекта в различных СМИ были разные спекуляции.
Подтверждаем, что проект вне всякой политики, он носит чисто экономический характер. Соответственно, нужно четкое экономическое обоснование, а экономическая целесообразность проекта должна быть доказана. Это особенно актуально на фоне динамичного развития в Узбекистане альтернативных источников энергии. Наша страна, например, имеет пакет предложений, причем прямых инвестиций по развитию солнечной энергетики, гидроэнергетики, ветряной и других.
Кроме того, не забываем и вопросы безопасности в соответствии с нормами МАГАТЭ.
Другой, не менее важный, чувствительный вопрос: это высокотехнологичный и масштабный проект, который не может быть вне поля зрения общественности, не может не быть транспарентным. Поэтому, конечно же, мы будем изучать отношение общественности к данному вопросу не только Узбекистана, но и соседних государств, имеющих общие границы с нашей страной.
Таким образом, мы будем продолжать изучать эти вопросы. Работа, конечно, идет. Но все будет зависеть от тех ответов на поставленные выше вопросы. Исходя из этого будет приниматься окончательное решение, реализовать или нет проект».
Правила комментирования
comments powered by Disqus