События в Афганистане в середине нынешнего года еще более усугубили бедственное положение большинства его жителей. Талибы пока не в состоянии навести порядок и дать людям работу. Сотрудничать же с «Талибаном»* хотят далеко не многие и – как следствие – прекратили поставки гуманитарной помощи в страну. Как оказать помощь обездоленным слоям Афганистана, соблюдая при этом политическую нейтральность?
Тема поддержки Афганистана будет актуальной всё десятилетие
За годы существования ООН выработалась практика в отношении непризнанных государств. Однако есть еще и феномен непризнанных правительств или лидеров государств. Например, все признают существование государства Венесуэла, но не все страны признают Мадуро легитимным президентом. Нечто подобное есть в отношении Белоруссии, где президентские выборы 2020 года некоторые страны считают либо нелегитимными, либо признают президентом другого человека. В это же время МВФ выделяет специальные права заимствования таким образом, что Венесуэла, Мьянма и Афганистан не получают ничего, а Белоруссия получила эквивалент одного миллиарда долларов США.
В случае дальнейшего непризнания новых властей Афганистана, особенно в случае переименования и переформатирования страны в Исламский Эмират, возникнет проблема оказания помощи населению в условиях отсутствия официальных каналов взаимодействия. С учетом сворачивания деятельности многих международных организаций в Афганистане (особенно структур ООН) остро встанет вопрос, через кого и как осуществлять такую помощь.
Как один из альтернативных вариантов, можно задействовать мусульманские благотворительные организации, включая те, у которых сложились хорошие отношения с правительствами стран Центральной Азии. Еще один вариант – создание специальной благотворительной организации стран ЦА для помощи населению Афганистана, в наблюдательном совете которого были бы муфтии стран региона и, возможно, мусульманских регионов России.
Есть риски взаимодействия условно религиозных экстремистов с их единоверцами в части переформатирования, обращения в свою версию ислама. Но как показывает практика, глубоко и искренне верующие мусульмане всегда могут отстоять свою позицию и миролюбиво вести диалог со всеми течениями в исламе. Выгоды же налицо – спасение жизни и здоровья детей (это 40% населения Афганистана), стариков, больных и немощных.
Тема поддержки народа Афганистана будет актуальной всё ближайшее десятилетие – чудес не бывает, и всегда требуется время для экономического роста и соответствующей социальной проекции. Уповать только на помощь ООН было бы недальновидно. Страны Центральной Азии могут внести собственный вклад для спасения жизней и здоровья жителей многострадального Афганистана.
Мусульманские организации! Окажите помощь единоверцам
Недавно делегация талибов побывала в Москве, среди прочего они просили оказать экономическую поддержку стране, в которой они взяли власть. Но как это сделать? Пока сложно судить, по какой линии будет идти гуманитарная помощь. Лично моя точка зрения такая: пока никто не признал новые кабульские власти, необходимо действовать по каналам, которые комплементарны, в данном случае это мусульманские благотворительные организации.
В конце концов, если талибы так упирают на исламские ценности, свою трактовку шариата, то давайте попробуем действовать в таком узком поле. Здесь как раз можно совместить равно как суннитов, так шиитов-хазарейцев. Я поднимал этот вопрос в эфире азербайджанского телевидения (где живут представители обеих конфессий), по этой теме вполне можно было бы подключить и Баку. Также к широкой шиитско-суннитской гуманитарной коалиции возможно примкнет и Иран, который всегда пытался оказывать поддержку тем же хазарейцам.
Это одна из возможных опций, состоящая из конгломерата мусульманских благотворительных фондов постсоветского пространства. И вот через них можно было бы целенаправленно и системно помогать обездоленному населению Афганистана. Допустим, даже если в будущем движение «Талибан» так и не исключат из списка террористических организаций, то людям ведь все равно надо помогать.
Второе важное ответвление состоит в том, что к оказанию помощи могут подключаться мусульманские организации России, такие как Духовное управление мусульман РФ. Действовать можно через Казань, через Уфу, через мусульманское управление Чечни, лично через Рамзана Кадырова и т. д. Давайте дадим возможность показать мусульманам, что они не бросают в беде своих единоверцев. Это первый блок, можно так обозначить.
Соответственно, это поможет сгладить гуманитарный кризис в Афганистане на ближайшее время, смягчить его последствия, по крайней мере на уровне тех регионов и территорий, где талибы разрешат действовать под эгидой Красного Полумесяца. Который – напомню – был специально создан для работы в странах, где доминирует мусульманское население, как говорится, в данном случае сам Бог им велел там работать.
Что касается логистики, то в Афганистан можно организовать чартерные рейсы для отправки гуманитарных грузов. По моим данным, чартеры из Казахстана в Кабул летают регулярно. Что или кого они возят, мы не знаем. Эпизодические прилеты из других стран ЦА тоже бывают. Например, туда недавно летал Таалатбек Масадыков (зампредседателя Совета безопасности Кыргызстана, экс-директор политической миссии ООН в Афганистане), который прибыл в Кабул с гуманитарным грузом.
С технической точки зрения в налаживании авиасообщения проблем я не вижу. Железнодорожный маршрут более сложный, ж/д охватывают не всю страну, а только некоторые приграничные города. В основном в Афганистан грузы прибывают автомобильным путем, но через какие страны это надо делать, нужно отдельно обговаривать.
Кроме того, есть и сугубо светский инструментарий оказания гуманитарной помощи. Например, в Нур-Султане располагается Международный финансовый центр «Астана». Именно там было бы лучше всего создать проект Центрально-азиатского Эндаумент-фонда по поддержке гуманитарных проектов в Афганистане.
Принцип работы Эндаумент-фондов прост: учредители на время вносят денежные средства, ценные бумаги или банковское обеспечение, этот капитал используется для получения дохода, который уже в свою очередь идет на благотворительные гуманитарные цели. Таким образом, достигается более справедливое и честное распределение дохода в нужных целях, но построенное на правилах реального рынка. Крупные корпорации в рамках своих программ соответствия политике ESG (Environmental and Social Corporate Governance) будут охотно участвовать в таком проекте, особенно с учетом того, что они не теряют безвозвратно средства своих акционеров.
Афганистан имеет протяженную границу с Центральной Азией. При этом мы забываем, что ЦА – это очень своеобразный регион с населением под 75 млн человек. Несмотря на то, что повторяются какие-то мантры, мол, мы бедные, на самом деле, при консолидации ресурсов мы вполне самодостаточные.
В вышеупомянутом Эндаумент-фонде вполне могли бы себя хорошо проявить, например, казахстанские компании нефтегазового сектора, а также узбекские компании горнорудного или уранового сектора. Также кыргызский и таджикский бизнес нашли бы возможность внести какую-нибудь часть сумм. Здесь можно находить такое решение или такую формулу, при котором интересы стран Центральной Азии были бы соблюдены.
Как быть с наркотрафиком?
Некоторые задаются вопросом, не лучше ли в Афганистан отправить удобрения и сельскохозяйственную технику, чтобы они сами выращивали для себя продовольствие вместо наркотиков? Тут надо заметить, что если вы будете туда поставлять сельхозтехнику и не контролировать аграрный сектор Афганистана, то может сложиться гипотетическая ситуация, что ваша техника будет использоваться для выращивания и сбора опийного мака. Процесс этот контролировать вы не сможете и невольно будете оказывать содействие в производстве запрещенных веществ.
Как таковое выращивание в Афганистане в огромных количествах опийного мака связано с местными климатическими условиями. Поэтому, исходя из ценностей на рынке и климата, единственной альтернативой является выращивание шафрана (пряность и пищевой краситель, цена от 3,5 до 16 долл. США за 1 г).
Проект по замене мака шафраном достаточно успешно развивался в последние годы в Афганистане, потом этот опыт переняли в Узбекистане. Шафран – это достаточно трудоемкая культура, и как раз-таки в этом ее преимущество – она дает работу большому количеству людей. Во-вторых, шафран – это капиталоемкая культура, один килограмм стоит несколько тысяч долларов.
Для реализации подобного проекта им нужно целенаправленно заниматься длительное время. И кто этим будет заниматься в нынешнем Афганистане? Примут ли талибы программу, аналогичную выращиванию шафрана, мы тоже не знаем.
Кроме того, нужно заметить, что в Афганистане есть земли и климатические зоны, которые хорошо подходят для выращивания ранних овощей, фруктов и ягод. Климат там сходный отчасти со Средней Азией, отчасти – с Южной Азией (Пакистан, Иран). Он благоприятен для садовых культур – абрикосов, персиков, винограда, гранатов, бахчевых и т. д. Там издавна выращивают эти сельхозкультуры, высоко ценимые в северных странах. Другое дело, насколько будут стабильными закупки этой продукции, чтобы афганская сторона могла по хорошей цене продавать их на экспорт. Это тоже будет форма поддержки.
Если гарантировать закупку ранних фруктов, овощей и ягод, то это было бы очень выгодно северным странам. Если берем ЕАЭС, то Россия весной с удовольствием покупает продукцию южных стран, которая идет, как правило, из южного Таджикистана и южного Узбекистана. А Афганистан находится еще южнее, технически мы могли бы сделать поставки ранних овощей и фруктов с участием Афганистана уже с февраля.
Как ни парадоксально, за счет закупки сельхозпродукции страны ЕАЭС могли бы поддержать афганских крестьян, обеспечить их сельскому хозяйству приток валюты и дать возможность закупать зерно, муку и другие товары первой необходимости.
Но все вышеперечисленное является лишь деталями к общей чрезвычайно сложной политической и социально-экономической ситуации в Афганистане. Никто с точностью не может сказать, как будет развиваться страна в ближайшие годы. Но в любом случае гуманитарная повестка по отношению к 40-миллионному населению никуда не денется и необходимо уже сейчас готовить различные сценарии взаимодействия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus