Объединение тюркских государств под эгидой Турции несет для стран Центральной Азии возможности и риски.
Смогут ли государства воспользоваться первыми и минимизировать вторые? Как отреагируют на грядущие изменения давние партнеры Центральной Азии Россия и Китай? Об этом в интервью StanRadar.com рассказал политолог Игорь Шестаков.
StanRadar.com: Как на сегодняшний день складываются отношения Кыргызстана и Турции?
- Турция активно работала в Центральной Азии с начала 90-х годов. Одними из успешных направлений сотрудничества стали образовательные проекты.
Длительная, четкая и планомерная работа дала свои плоды. На сегодняшний день турецкие учебные заведения в Кыргызстане считаются одними из самых престижных.
Читайте также: Турция в Центральной Азии уже выстроила базу для интеграционных проектов - мнение
Кроме того, в Кыргызстане давно и довольно успешно развивается турецкий бизнес. За годы своего существования он занял свою нишу на рынке страны и продолжает успешно развиваться.
Турции отчасти удалось заполнить вакуум, который образовался в Кыргызстане после распада СССР.
В 2021 году мы увидели новый акцент в отношениях двух стран - он обозначился в сфере военно-политических проектов.
Это было хорошо заметно после известных событий на границе Кыргызстана с Таджикистаном. Напомню, весной 2021 года таджикская сторона применила военную силу. Реакция кыргызстанцев на эти события была показательна.
Люди задавались вопросом, что для Кыргызстана нужнее - ОДКБ или сотрудничество с Турцией? Кто может поддержать Кыргызстан и урегулировать ситуацию?
Ситуация, хоть и не без потерь, разрешилась, а вопросы по ней остались. Бишкек по итогам столкновений сделал свои выводы и заключил соглашение о покупке БПЛА «Байрактар» турецкого производства.
Это первая ласточка. Я не удивлюсь, если через какое-то время в информационной повестке появится тема развертывания турецких военных баз в Кыргызстане.
StanRadar.com: Какие риски несет в себе сближение Центральной Азии с Турцией?
- Прежде всего, региональные. Кроме Кыргызстана в Организации тюркских государств состоят Казахстан и Узбекистан. Едва ли они согласятся на роль марионеток или ведомых «младших партнеров».
Это будет если не ключевой, то серьезной проблемой для выстраивания дальнейшей работы в организации.
Лидерство в Центральной Азии сегодня принадлежит Казахстану и Узбекистану. Сейчас мы видим, что Ташкент инициирует целый пакет региональных проектов, демонстрируя готовность стать модератором формирования новой постпандемической повестки.
Определенное совпадение интересов у Ташкента и Анкары, конечно, есть. Но далеко не во всех направлениях. Готовы ли стороны к компромиссам и, самое главное, ради чего? Ответа у меня пока нет.
Второй вопрос, который является важным для Центральной Азии в целом и для Кыргызстана в частности - кто является «серым кардиналом» нового тюркского объединения?
Координаторами проекта называют Лондон, Вашингтон, некоторые страны НАТО.
На эти вопросы нужно ответить. И желательно до того, как их задаст Пекин - партнер некоторых стран Центральной Азии по ШОС и главное заинтересованное лицо проекта «Пояса и пути».
Правила комментирования
comments powered by Disqus