18 сентября президент Таджикистана Эмомали Рахмон встретился с председателем правления российского ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, прибывшим в Душанбе с двухдневным рабочим визитом.
Пресс-служба главы Таджикистана сообщила, что в ходе встречи особое внимание было уделено вопросу ведения геологоразведочных работ по добыче нефти и газа на четырех таджикских месторождениях, на разработку которых Газпром имеет лицензию. Э. Рахмон подчеркнул необходимость дальнейшего наращивания активности по разведке и добыче в Шохамбары, Ренгане и Саргазоне.
Мысль о том, что «расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере станет важной основой для дальнейшего укрепления стратегических отношений и союзничества Таджикистана и России» стала лейтмотивом встречи. И А. Миллер, в свою очередь, сообщил, что Газпром намерен получить лицензии на другие участки и увеличить инвестирование в геолого-разведывательные работы в Таджикистане.
В этот же день, 18 сентября, в Душанбе прибыл новый посол Российской Федерации в ТаджикистанеИгорь Лякин-Фролов, назначенный Владимиром Путиным в начале августа после рабочего визита Э. Рахмона в Москву. Интересно, что в послужном списке И. Лякина-Фролова, занимавшего до последнего назначения пост полномочного представителя России в ОДКБ, числятся должности чрезвычайного и полномочного посла России в Бурунди и Ботсване.
Примечательно также, что в этот день (18 сентября), Э. Рахмон внес на ратификацию в парламент (Маджлиси Оли) Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана (подписанное им и В. Путиным в Душанбе в день 60-летия таджикского президента - 5 октября 2012 года).
Заместитель главы комитета по обороне и безопасности нижней палаты Маджлиси Оли - Саттор Холоввыразил уверенность, что с ратификацией «никаких проблем не будет», и в начале следующей недели профильные комитеты и комиссии нижней палаты парламента приступят к изучению вопроса.
Напомним, что речь о российской военной базе - крупнейшем воинском соединении России за рубежом, созданном на базе 201-ой мотострелковой дивизии, расквартированной в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Внесенное на ратификацию соглашение предусматривает продление срока пребывания военной базы в Таджикистане до 2042 года (текущий срок пребывания истекает в 2014 году).
Вопрос с ратификацией данного соглашения затягивался таджикской стороной, пока 1 августа не состоялся не анонсированный ранее рабочий визит Э. Рахмона в Россию, где он озвучил обещание решить вопрос с российской военной базой по возвращению таджикского парламента с каникул.
Также, в этот же день, 18 сентября, руководство посольства Таджикистана в Москве сообщило, что в Сочи идут подготовительные работы к проведению встречи глав Таджикистана и России, которая должна состояться 23 сентября в рамках сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Тема переговоров В. Путина и Э. Рахмона пока не разглашается, однако причины столь явного поворота таджикского президента в сторону России совершенно очевидны. В первую очередь, это, безусловно, предвыборный контекст. Кроме этого, таджикский лидер явно озадачен некоторым игнорированием его страны во время сентябрьского Среднеазиатского турне главы Китая – Си Цзиньпина.
Напомним, что Таджикистан оказался единственным в регионе, куда С. Цзиньпинь не приехал с официальным визитом. Остальные республики, охваченные программой турне, заключили многомиллиардные договоры на китайские инвестиции. И хотя во время последнего саммита ШОС в Бишкеке (13 сентября) Э. Рахмон успел провести двустороннюю встречу с С. Цзиньпинем и пригласить его с официальным визитом в Душанбе, разочарование президента Таджикистана, не теряющего надежды найти инвестора в свое любимое детище – Рогунскую ГЭС, вполне понятны.
В связи с этим, 18 сентября 2013 года, очевидно, войдет в историю российско-таджикских отношений как день, когда таджикское правительство решилось, наконец, «прорисовать» российский вектор своей внешней политики, отказавшись на время от рисования китайских иероглифов. И обсуждение с А. Миллером возможности выдачи лицензий на разработку месторождений российскому Газпрому, вместо привычной практики обмена их на китайские кредиты, выглядит тому подтверждением.
Правила комментирования
comments powered by Disqus