Присутствие Китая в центрально-азиатской частипостсоветского пространства постепенно усиливается. И происходит это в обход механизмов ШОС, пребывающей пока в институционально рыхлом состоянии и имеющая ряд внутренних противоречий. В ходе недавнего регионального турне председателя КНР Си Цзиньпина были зафиксированы подвижки не только на традиционном для китайского интереса к Центральной Азии энергетическом треке, но и по амбициозным проектам Пекина в железнодорожной сфере.
Так, будучи в Ташкенте и Бишкеке китайский лидер напомнил о многолетних планах своей страны обрести железнодорожную магистраль от восточнокитайского портаЛяньюньган до Европы и Ближнего Востока. Проект строительства железной дороги Кашгар — Андижан тянется с конца 1996 года, когда в Ташкенте прошла первая встреча представителей Китая, Узбекистана и Кыргызстана по вопросам проведения исследовательских работ и составления предварительного ТЭО. За все прошедшие годы блужданий проекта по «коридорам» узбекских и кыргызских политико-экономических предпочтений, осталась неизменной константа китайского интереса к его реализации. Маршрут сократит время транспортировки грузов на порядок, что самым позитивным образом скажется на рентабельности грузопотока. Железная дорога между китайским побережьем Жёлтого моря и Амстердамом ляжет почти по прямой линии. Она будет на 8 тыс. км корочеморского пути через Суэцкий канал и на 15 тыс. км — пути вокруг мыса Доброй Надежды.
Сложные политические отношения Узбекистана и Кыргызстана повлияли и на экономический по своей сути проект сквозного китайско-кыргызско-узбекского железнодорожного сообщения. Прошли годы, пока сторонам удалось выйти на утверждение маршрута прохождения трассы. Ташкент с самого начала отстаивал путь через пункт пересечения китайско-кыргызской границы«Иркештам-автодорожный». Но предпочтение было отдано иному транспортному стыку границы Китая и Кыргызстана – КПП «Торугарт». Ныне проектная линия железной дороги протяжённостью около 268 км выглядит следующим образом: Кашгар (Китай) – Торугарт — долина Арпа – Ферганский хребет – Узген – Кара-Суу (Ошская область) – Андижан.
После того, как связка китайского Кашгара с кыргызским Торугартом стала преобладающей, Ташкент заметно снизил свой интерес к проекту. В 2008 году эксперты из Центральной Азии задавались вопросом: во что в конечном итоге выльется взятая Ташкентом пауза? Через 5 лет ответ стал очевиден – в новые попытки привлечь китайских партнёров к инвестициям в развитие железнодорожной сети самой населённой республики региона. ПравительствоУзбекистана намерено построить электрифицированную железную дорогу в Ферганскую долину по направлениюАнгрен – Пап (районный центр Папского района Наманганской области) протяжённостью около 125 км. Ориентировочная стоимость проекта внушительна — $2 млрд. Что, возможно, потребует привлечение зарубежных инвесторов.
Интерес Ташкента к дороге Кашгар – Андижан не должен полностью угаснуть. Ведь в китайско-кыргызско-узбекском транспортном проекте у него есть конкретные интересы. К примеру, в узбекском Асаке (Андижанская область) находится автозавод «Uz-Daewoo», порядка 80% комплектующих для которого поставляются из Южной Кореи. Трансевроазиатская железная дорога через порт Ляньюньган на восточном побережье Китая свяжется, в частности, с корейским портом Пусан.
От соседа по региону в вопросе привлечения китайского внимания не отстаёт и кыргызская сторона. Из Бишкека, в дни пребывания там китайского лидера, напомнили о приоритете республики получить важную транспортную артерию связи с внешним миром. 11 сентября первый вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев заявил о продолжении переговоров вокруг строительства дороги изКитая в Узбекистан. При этом указав, что железная дорога «наш экономический приоритет».
Китайцев не может не волновать многолетнее торможение проекта, его неспособность обрести, наконец, практические очертания. Все энергетические инициативы Китая в Центральной Азии, которые появились после идеи строительства железной дороги на Кыргызстан и Узбекистан, вышли на рабочие графики или находятся на пороге к этому. Газопровод «Центральная Азия – Китай» в проектных изысканиях уже разросся четвёртой веткой, что было подтверждено межправительственными соглашениями в ходе центральноазиатского турне Си Цзиньпина. Но железнодорожная артерия трёхстороннего формата так и не продвинулась к этапу первых строительных работ. Пекину это совсем некстати. Особенно с учётом дефицита свежих идей в ШОС и формирующегося вокруг Поднебесной ареала державы, планы которой никогда не расходятся с делами…
Правила комментирования
comments powered by Disqus