Военно-политическая напряжённость вокруг «планов российской агрессии против Украины» начала нагнетаться ещё пару месяцев назад с публикации в американских СМИ спутниковых фотографий российской боевой техники, участвовавшей в учениях на территории Белоруссии. Правда, вскоре выяснилось, что расположена эта техника за сотни километров от украинской границы, но для «просвещённых» европейцев и «самых правдивых в мире» американцев это – такая мелочь, когда есть желание поднять хайп. Военные и политики стран входящих в НАТО нагнетали ситуацию день ото дня, требуя военных мер, дабы избежать «возможной агрессии». Ключевое слово – «возможной». Вплоть до угроз германского министра обороны применить по России ядерное оружие. Пока МИД РФ не опубликовал два проекта соглашений с США и странами НАТО, которые позволили бы обеспечить снижение противостояния и гарантировали бы безопасность России от прямого военного столкновения с Альянса.
Не всё так просто
Казалось бы, какое дело центральноазиатским странам до этих «разборок»? Если, конечно, не предположить, что всё-таки найдутся последователи ядерных «аппетитов» экс-министра по делам семьи самой маленькой по численности населения земли ФРГ. Где Украина и НАТО, а где Центральная Азия. Увы, коснутся и противостояние, и проекты предложенных Россией документов и Средней Азии.
Начнём с самого простого, с санкций, которые, например, Америка планирует ввести, не дожидаясь гипотетического «нападения на Украину». Соответствующий законопроект в Конгресс уже подан. Несомненно, «адские» (по словам американцев и европейцев) санкции ударят по российской экономике, которая в буквальном смысле кормит миллионы среднеазиатских трудовых мигрантов и их семьи.
Во-вторых, одной из главных угроз России является отключение её от международной системы межбанковских расчётов SWIFT. Причём, на Западе всё чаще звучат голоса о том, чтобы это сделать превентивно, не дожидаясь родившейся в чьём-то воспалённом сознании мысли о «возможной агрессии» (ключевое слово – «возможной»). А это значит приостановку всех денежных отношений с Россией. Включая переводы трудовых мигрантов. Временную приостановку, поскольку выход из ситуации банкиры всё равно найдут, но на это уйдёт время, за которое понесут свои убытки и центральноазиатские партнёры российских предприятий.
В-третьих, США совсем не брезгуют вводить санкции против предприятий, работающих с неугодными им странами. И взыскивать разорительные штрафы с «нарушителей». Что это будет за удар по экономикам центральноазиатских государств, для которых РФ является одним из важнейших партнёров, можно представить.
«Волки, волки!»
Автор, внимательно следящий за ситуацией на Украине, знает, что подобные «абсолютно достоверные планы нападения России» в этой стране появляются едва ли не еженедельно. Только экс-начальник Генштаба и экс-главнокомандующий ВСУ Виктор Муженко с 2014 года не менее полусотни раз называл «точные даты вторжения». Дошло до того, что, несмотря на нынешнюю истерию, в «возможную агрессию России» (ключевое слово – «возможную») не верят ни в Штатах, громче всех угрожающих РФ, ни сами украинские военные. Слова министра обороны Украины Алексея Резникова, вздумавшего пугать депутатов, обсмеяли прямо во время выступления с трибуны Верховной Рады. Советник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан уже после переговоров Владимира Путина и Джозефа Байдена признался: «США по-прежнему не считают, что Россия решила напасть на Украину». А пресс-секретарь Белого Дома сообщила, что эвакуация американских граждан с Украины не требуется.
Увы, но не находится и желающих воевать с Россией из-за Украины. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба до сих пор ходит обиженным на экс-канцлера ФРГ Ангелу Меркель, успевшую до ухода со своего поста отказать Украине в поставках вооружений. А тут ещё и по своей ложке дёгтя в стакан (из-за плачевного состояния экономики после неонацистского госпереворота и подписания Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС большей тары просто не нашлось) украинского мёда подбросили представители военных ведомств стран НАТО. Начав рассказывать, что их государства не пошлют свои контингенты на Украину воевать с Россией.
Самой Российской Федерации как вступление Украины в НАТО, так и размещение на её территории американских и натовских военных баз действительно опасно. Планы ядерного удара по СССР появились на свет сразу после создания Америкой атомной бомбы. А нынешняя американская концепция «Быстрого глобального удара» предусматривает нанесение «молниеносного обезоруживающего удара» по командным центрам и важным узлам связи противника не позднее часа с момента поступления приказа о нём. Подлётное же время ракет, запущенных с территории Украины по Москве, в сравнении с ракетами, запущенными, скажем, из Польши или Румынии, где установлены элементы американской ПРО, превращающиеся в ударные комплексы простой заменой ракеты в контейнере, сократится вдвое.
Помимо того, американские стратеги не отменяли объявленную Хиллари Клинтон в её бытность Госсекретарём США вторую концепцию, разработанную Збигневом Бжезинским – ослабление России и Китая путём создания на её границах «дуги нестабильности». В ней враждебные России государства-тампоны (официальный термин французской дипломатии), вроде стран Прибалтики, Польши, Грузии и иных стран Восточной Европы, вместе с воюющими государствами (Украина, Армения и Азербайджан, Сирия, Ирак, Афганистан) должны надёжно перекрывать сообщение РФ «с цивилизованным миром».
В этом плане, кстати, совершенно недвусмысленно трактуется активная поддержка США и Европой разного рода радикальных религиозных и националистических движений и группировок в Центральной Азии, а также «подстёгивание» этих стран к ещё большему сближению с США и НАТО.
«Они всюду»
А за годы независимости центральноазиатские государства втянулись во всевозможные американские и натовские проекты «не по-детски». И речь не только про уже закрытые американские военные базы в Узбекистане и Кыргызстане. Втянуты настолько, что заместитель помощника генерального секретаря Альянса по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай пару лет назад назвал Казахстан и Узбекистан «самыми активными партнёрами НАТО».
В августе 2015 Пентагон безвозмездно поставил Министерству обороны Узбекистана 328 современных бронемашин, а с 2016 по 2018 гг., по словам заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элиса Уэллса, прямая американская финансовая помощь Узбекистану выросла с 10,1 млн до 28,1 млн долл. В 2019-20 гг. около 70 старших офицеров, преимущественно настроенных на сотрудничество с Россией, были уволены или понижены в должности, обновилось руководство спецслужб, сменились начальники Генерального штаба и военных округов. Едва ли не обязательным для дальнейшего карьерного роста стало обучение в военных учебных заведениях и центрах США и стран НАТО. А поскольку музыку заказывает тот, кто платит, уже президент Узбекистана, как отмечает хорватское издание Advance, «постарался ограничить российское влияние в регионе, например, призвав Киргизию отказаться от российского военного присутствия».
Совершенно откровенен посол США в Туркменистане Мэтью С. Климов, заявивший: «Америка должна быть для Туркменистана противовесом Китаю и России, использующим туркменских граждан для усиления своих экономических и политических интересов». Военные, полицейские и разведчики «нейтрального» Туркменистана обучаются в военных учебных заведениях и на семинарах в США и Европейских учебных центрах НАТО, а Нацгвардия штата Невада учит туркменских пограничников.
Особо пылкая любовь между США и Казахстаном. Если Украина до сих пор с трудом покупает натовское вооружение, то специальную бригаду КАЗБРИГ американцы и англичане вооружили новейшим оружием (вплоть до вертолётов) «в приоритетном порядке» ещё несколько лет назад. Действуют и масштабные программы обучения офицеров казахстанских вооружённых сил в странах НАТО. Отдано на откуп американцам и обучение сержантского состава ВС Казахстана. Прошедшим обучение у американских инструкторов обещано быстрое продвижение на офицерских и более высоких должностях. И результат налицо: среди казахстанских офицеров бытует отношение к России, союзником которой по ОДКБ является РК, как к «наиболее вероятному противнику». Особенно – среди прошедших обучение у натовских инструкторов, либо придерживающихся националистических взглядов. Не зря откровенничает алмаатинский политолог Руслан Жангазы: «Россия является нашим стратегическим союзником только «на бумаге». При этом ни в Пентагоне, ни в штаб-квартире НАТО не скрывают, что основной целью натовской политики является постепенное вытеснение России из Казахстана и при первой возможности размещение военной базы США.
Центральная Азия тоже в зоне внимания
Разумеется, эти факты хорошо известны Москве. И именно поэтому в текст проекта Соглашения с НАТО включена Статья 7, где указывается: «Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии». А в Статье 4 проекта Договора с США есть слова: «Соединённые Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество».
Но данные документы, которые многие уже назвали «ультиматумом», мало чего стоили бы, если бы были подкреплены только российскими «хотелками». И речь не только о новейшем оружии, части которого Америка, привыкшая к роли «мирового гегемона», не в состоянии противостоять. Как заявляют эксперты, при несогласии другой стороны Россия готова заняться созданием контругроз геополитическим противникам. Каких именно – не раскрывается. Но если учесть, что накануне публикации документов состоялись переговоры Путина и Си Цзиньпина, есть все основания предполагать, что позиции РФ и КНР в данном вопросе были согласованы. И, по словам израильского политолога Якова Кедми, китайский лидер поддержал требования России по безопасности.
Какое дело Китаю до Украины и Европы? Так именно по Китаю, главным торговым партнёром которого является ЕС, ударит конфронтация РФ и НАТО. Не зря России и Центральной Азии отведена роль транзитных государств в мега-проекте «Один пояс – один путь», призванном ускорить прохождение товаров из Поднебесной в Европу.
Не считая направленного против России и Китая военного блока АНЗЮС (от его деятельности на некоторое время отстраняли Новую Зеландию, запрещавшую размещение на своих кораблях ядерного оружия), созданного ещё в 1951 г., Соединённые Штаты сколачивают другие военные блоки, призванные противодействовать КНР и РФ. Это AUKUS (Австралия, Великобритания и США) и «консультативный» QUAD (Австралия, Индия, США и Япония). Так что общность России и Китая в защите своих интересов и на западе, и на востоке присутствует.
Угрозы бывают не только военными
При этом не следует считать, что защита интересов может быть только военной. Китай умеет отстаивает их и другими способами, причём, куда более жёстко, чем Россия. После открытия (по американской рекомендации) в Литве посольства Тайваня это прибалтийское государство попросту исчезло из таможенного реестра КНР. То есть, никакие литовские товары больше не попадут в «Поднебесную». А китайские – напрямую, без посредников, в Литву. Второй пример касается Казахстана, решившего по просьбе Америки надавить на Пекин в уйгурском вопросе. А поскольку с ответом на всплеск синофобии в РК у Китая «не заржавело», «из-за карантинных мер по предотвращению распространения коронавируса» казахстанские товарные поезда с сельхозпродукцией перестали пересекать казахско-китайскую границу. Хотя грузы из/в РФ её спокойно преодолевают. Иск на 4,5 млрд долларов выставили китайские инвесторы Украине за «кидок» (кстати, тоже по «настоятельной просьбе» США) с продажей моторостроительного завода «МоторСич». То есть, Пекин «ненавязчиво» объясняет странам, послушно исполняющим антикитайские «просьбы» Вашингтона, что быть послушной игрушкой США опасно для их экономики.
Какое отношение это имеет к Центральной Азии? Очень кратко (на самом деле только перечень объектов и мероприятий многократно превысит объём этой статьи) про военно-техническое сотрудничество стран региона с США и НАТО упомянуто выше. При этом ещё в 2019 г. во время выступления в Сенате тогдашний глава Центрального командования Вооружённых сил Джозеф Вотел прямо объявил, что США планируют вытеснить из региона не только Россию, но и Китай.
А надавить Пекину, в отличие от Москвы, связанной обязательствами перед партнёрами по ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, есть чем. И не только, как в ситуации с заигравшимся в «многовекторность» и потакание радикальным националистам Казахстаном, приостановкой закупок товаров, приведшей к кризису в зерноводстве и мукомольной промышленности. Кстати, уже объявлено, что китайские компании для защиты своего имущества задействуют ЧВК и охранные структуры из числа граждан КНР. В первую очередь – это долговые обязательства. Хотя центральноазиатские финансовые аналитики и признают, что, в отличие от Западных кредиторов, китайцы не выставляют политические требования, но про принцип «кто девушку ужинает, тот её и танцует» забывать не следует.
В долгах, как в шелках
Как Китай умеет взыскивать долги, известно по Таджикистану, внешний долг которого перевалил за 3,2 млрд долларов, из которых 1,2 млрд (14,65% ВВП) – долги перед Экспортно-импортным банком Китая. Отсрочка платежей в начале 2021 года из-за тяжёлого экономического состояния обошлась Душанбе в передачу на 49 лет одного угольного и трёх золоторудных месторождений. Именно китайские компании будут разрабатывать четвёртое в мире по запасам серебряное месторождение.
1,8 млрд долларов (почти 44% всех внешних заимствований и 23,2% от ВВП) составляет долг Китаю Киргизии. И киргизские политики уже предлагали передать КНР в обмен на уменьшение долговой нагрузки железнорудное месторождение Жетим-Тоо и национальную авиакомпанию Air Kyrgyzstan.
Внешний долг Узбекистана за первое полугодие 2021 г. вырос на 2 млрд долларов и достиг 35,9 млрд (40% ВВП). Из них 4 млрд (почти 7% ВВП) страна должна всего двум китайским банкам, а Китай, по признаниям узбекских экспертов, является крупнейшим кредитором страны. А ещё они признают, что «Пожелания Китая, могут стать основополагающими в ЦА, в скором будущем. И это явная пугающая, перспектива, и тенденция».
Несмотря на то, что государственный долг Казахстана перед Китаем составляет 9,7 млрд долл или 5,8% всех внешних заимствований, официальная статистика РК лукавит, «забывая» про долги предприятий. А с учётом этого показателя Республика Казахстан суммарно должна КНР уже 39 млрд (23,9% ВВП), уступая лишь Нидерландам (44 млрд). Тенденция к приобщению РК к росту долгов настораживает: сумма долгов уже превысила ВВП за 2020 г. на 1,7%. А заигрывания с США и НАТО на почве антикитайских действий, превращение по их указке РК в «Украину для Китая» может привести, как прогнозирует казахстанский аналитик Айнур Курманов, к превращению Казахстана «в сырьевой придаток, составную часть Синьцзян-Уйгурского автономного округа».
Нелёгкий выбор
Пока на «ультиматум» России от США, НАТО и Европы слышны традиционные заклинания о том, что никто не имеет права препятствовать странам (имеются в виду Украина и Грузия) вступать в различные военно-политические блоки. И вообще единственным документом, определяющим современное мироустройство, являются Хельсинские соглашения. Совершенно забыв, что и в 1990-91 гг. вопросы параметров объединения двух Германий обсуждались именно в многостороннем порядке с участием СССР. И именно в ходе этих переговоров было согласовано, что на территории бывшей ГДР войска НАТО размещены не будут. Позже, в 1997 г. (к положению на который Россия требует вернуть ситуацию), с учётом мнения Российской Федерации был заключён Основополагающий акт с обязательствами НАТО о неразмещении дополнительных боевых сил на постоянной основе на территориях новых членов Альянса, о неизменности ядерной стратегии, конфигурации ядерных средств и инфраструктуры. Сегодня же генсек НАТО Йенс Столтенберг заявляет, что ядерное оружие может быть размещено в странах Восточной Европы, а «временное развёртывание» сил Альянса в Восточной Европе превратилось в «устойчивое ротационное присутствие», фактически постоянное размещение вопреки Основополагающему акту 1997 г.
Если же говорить о выполнении Хельсинского Акта, определявшего границы ПОСЛЕ Второй Мировой войны, то, следуя его букве и духу, нужно было бы разъединить Германию и воссоединить Югославию и СССР.
Естественно, на это никто никогда не пойдёт, центральноазиатским республикам бывшего СССР, получившим независимость в 1991 году, такого развития событий бояться не следует. Но реалии современного коренным образом меняющегося мира ставят государства региона перед необходимостью определиться, на чьей они стороне в этом действительно глобальном противостоянии. Исходя из собственных долгосрочных интересов сделать выбор, который определит их будущее.
Правила комментирования
comments powered by Disqus