Когда то, давным – давно, когда казахский народ еще жил в юртах в безбрежных степях и не имел представления о существовании часов или компасов, а течение времени определял по солнечному, лунному или восточному календарю, каждый год в назначенный срок все с нетерпением ожидали весну. Как только первые теплые солнечные лучи пробирались в юрту сквозь ее верхнее оконце, народ начинал ликовать - наконец то зима отступила и пришла весна!
По древнему летоисчислению этот день обычно выпадал на 21 марта - день весеннего равноденствия. Именно с этого дня начиналось обновление природы: набухали почки, пробивалась первая трава, возвращались птицы, гремели первые грозы. Начинался новый виток жизни, настоящий Новый Год - Наурыз.
Если верить преданиям, Наурыз — одинокий старец, предок казахов-степняков, который в день весеннего равноденствия возвращается на родину предков и несет своему народу счастье. Однако счастье может войти только в чистый дом, поэтому готовиться к встрече Наурыза, начинали, по меньшей мере, за неделю. Очищали улицы, родники, арыки, сажали деревья, ведь по преданиям люди, наводя чистоту на пространстве вокруг, очищают и свою Душу.
В эти весенние дни старались избавиться от всего старого или лишнего, и это давало надежду на перемены к лучшему, на приход благополучия и более удачные приобретения в хозяйстве.
Накормить голодного и одарить обездоленного – еще один непременный атрибут встречи Наурыза. Исстари самые богатые и знатные люди в эти дни устраивали между собой негласные состязания, соревнуясь в благотворительности и щедрости.
Уже вечером 21 марта люди собирались у кого-то в гостях, послушать песни, поделиться новостями, просто поболтать, ведь они так долго не виделись в эти долгие зимние месяцы. Вообще любовь к общению в крови у казахского народа. Велись неторопливые беседы, старики вспоминали древние эпосы, а акыны под звуки домбры речитативом пели знаменитые «терме» - мудрые песенные назидания.
Молодежь в эту особенную ночь собиралась отдельно. Девушки для своих избранников готовили необычное яство «уйкы ашар» - «пробуждение ото сна». Специально для него с осени припрятывали лучший кусок вяленного мяса, и чаще всего это была грудинка, так называемая «тось». Юные девушки всенародно накрывали для сверстников дастархан и демонстрировали свои кулинарные таланты.
Первые лучи солнца 22 марта казахи семьями старались встретить на самом возвышенном месте в округе. Священным лучам подставляли открытые ладони, а затем совершали жест символического омовения лица. Говорят, что в этот момент можно было загадывать самые сокровенные желания, и они непременно сбудутся, если навстречу новому дню ты выйдешь с чистыми помыслами и открытым сердцем.
Наступает первый день, нового витка жизненного цикла, нового года. Жизнь пробуждается! Молодежь, с шутками и смехом, возит на древней лошадке по всему селению чучело зимы, на главной площади затевается состязание «акынов» (поэтов-импровизаторов), казахские женщины возле юрт угощают всех желающих айраном, убеленные сединами старушки в белоснежных «кимешеках» бросают в толпу ребятни "шашу"- сладости и угощения.
Затем из каждой юрты выносили огромные котлы с главном блюдом праздника –«Наурыз коже». «Наурыз коже» - традиционный казахский весенний суп, сваренный из семи обязательных компонентов. Ингредиенты в блюде могут быть самыми разными, незаменимыми считаются лишь: копченое мясо, заготовленное на зиму, только что надоенное молоко или айран и злаки. Угощение «Наурыз коже» - тоже своеобразный конкурс, ведь по поверью, если отведать его в семи разных домах, то целый год для тебя будет удачным.
Лучшая из стряпух, награждалась самыми сердечными пожеланиями и доброй славой, а полученные на Наурыз похвалы и благословения ценились в старину очень высоко.
Праздничное пиршество начинается. Огромные лепешки - жети кулеш раздают сидящим на возвышенности аксакалам, те отщипывают по кусочку и словами: "ниетиниз кабыл болсын" благословляют праздник и праздничную трапезу. После благословения «Наурыз коже» разливают сначала для почтенных, затем и для всех остальных собравшихся.
Праздник продолжался веселыми играми, конными состязаниями («Кыз-Ку»у и «байга»), рукопашной борьбой («казахша курес»), катаниями на качелях - «алтыбакан», песнями и плясками.
К вечеру в селении зажигали два огромных костра, и каждый стремился пройти между полыхающих огней, дабы самому очиститься и стать лучше. Когда же огонь в больших кострах утихал, молодые люди начинали состязания в прыжках через костер, а затем разносили факелы, зажженные от священного огня в каждый дом, чтобы очистить жилище от накопившейся за зиму скверны.
До самого утра продолжается праздник, раздается веселый смех, слышится жаркий стихотворный спор акынов в азартном «айтысе», не смолкают мелодичные звуки домбры. А на востоке уже алеет заря, начинается прекрасный весенний рассвет и встает яркое солнце новой жизни!
Правила комментирования
comments powered by Disqus