1. Подготовка Сердара Бердымухамедова к президентскому креслу – готов ли «наследник» к транзиту?
В 2021 г. Бердымухамедов-младший – сын президента Туркменистана – стал заместителем главы правительства страны по финансово-экономическому сектору. Не так давно Сердар Бердымухамедов был заместителем министра иностранных дел, министром промышленности Туркменистана и т.д. Насколько количество должностей реально говорит о политическом весе наследника?
Точно, что сына Бердымухамедова к роли главы государства активно готовят. Количество должностей Бердымухамедова-младшего призвано показать туркменистанцам, какой политически активный и деловой растет у нынешнего президента преемник.
Будет ли в реальности Сердар Бердымухамедов президентом – решат кланы Туркменистана. В свое время сыну Сапармурата Ниязова Мураду было отказано в доверии, ему пришлось жить и действовать за пределами Туркменистана, а его отцу – искать себе другого преемника.
Скорее всего, по Сердару Бердымухамедову решение уже принято. Хотя, как гласит поговорка, «между ложкой и ртом много неожиданностей».
2. Приход талибов* к власти в Афганистане
Новый талибский* режим в Афганистане называют угрозой для Туркменистана, в том числе с точки зрения рисков безопасности. С другой стороны, есть вопрос, как быстро в Туркменистане признают талибов*, которые уже не раз пообещали туркменской стороне поддержать местный «долгострой» – проект ТАПИ (трубопровод из РТ в Афганистан, а потом в Пакистан и Индию).
На сегодняшний день талибам невыгодно создавать враждебные отношения с Туркменистаном – спорных вопросов нет.
Если в 1996-2001 гг. талибы установили с Ашхабадом партнерские отношения, хотя в свое время пообещали республикам бывшего СССР отомстить за вторжение 1979 г., то сегодня, тем более, они заинтересованы в добрососедских отношениях.
Кто или что помешает Туркменистану признать талибов? Вполне возможно, что Туркменистан не станет первым в мире признавать их режим, но то, что не будет последним – это точно.
Что касается реализации проекта ТАПИ, то, конечно, как только найдутся миллиарды долларов для его осуществления, то работа над проектом пойдет…
3. Новый союз для нейтрального Туркменистана – тюркский?
Вступление Туркменистана в Организацию тюркских государств в информсреде уже называли нарушением страной своего нейтрального статуса. Какие отношения связывают сегодня РТ с Турцией и «подведомственной» ей Организацией?
По сути, отхода Туркменистаном от своего нейтрального статуса не произошло. Организация тюркских государств не является военно-политической. Кроме того, Туркменистан участвует в различных международных организациях, например, Организация экономического сотрудничества (ОЭС) или Организация исламского сотрудничества.
Важно понимать и условия вступления –Туркменистан принимает участие только как наблюдатель, т.е. решения Организации ни к чему Туркменистан не обязывают.
На сегодняшний день Турция для Туркменистана – партнер, сотрудничество с которым туркменистанской стороне выгодно и пока нет предпосылок для сворачивания контактов.
4. Первые выборы верхней палаты парламента Туркменистана
Выборы в верхнюю палату парламента РТ проводились впервые в этом году в связи с переходом страны к двухпалатной парламентской системе. Как изменилась политическая структура органов власти?
Политическая система, установленная еще прежним президентом Туркменистана, была громоздкой.
Сейчас же все просто – есть двухпалатный парламент, который состоит из верхней палаты – Халк Маслахаты (Народный Совет) и нижней палаты – Меджлиса.
Бердымухамедов только лишь упростил систему.
5. «Отказ» от туркменского хлопка
Часть брендов одежды, а недавно – и депутаты Европарламента призвали к отказу от хлопка из Туркменистана. Причиной называется использование принудительного труда при сборе урожая, по такой же причине бойкотируют и продукцию из китайского Синьцзяна. Если реакция пойдет по нарастающей, Европа откажется от хлопка Туркменистана, то изменит ли это экономические показатели страны?
К чему может привести реальный отказ от хлопка из Туркменистана? Хлопок все-таки – востребованный товар на мировом рынке, так что куда его продать, Туркменистан найдет.
Не сказать, что Республика Туркменистан ориентирована на Европу экономически или геополитически. Хлопок – это все же не газ, такого объема прибыли он стране не приносит.
Поэтому, как мне кажется, возможный отказ от туркменского хлопка к резкому охлаждению отношений с Евросоюзом не приведет – эти отношения и так не самые теплые.
Правила комментирования
comments powered by Disqus