Для жителей Таджикистана мнение общества играет крайне важную роль. Зачастую оно становится догмой и выступает гарантом правильного решения. Безликие «одамон» несут в себе большую силу, из-за которой могут рушиться семьи, судьбы, жизни.
Больше всего социальному давлению подвержены женщины. Они вынуждены следовать навязанным обществом правилам, при этом ставить своё «я» на первое место считается постыдным.
Такие «надо» для женщин в большей степени сохраняются в глубинках и селах, где сильны традиционность и боязнь общественного мнения. Какие требования предъявляются женщинам и на что им приходится идти, чтобы «не ударить в грязь лицом» перед родственниками, соседями и окружающими людьми?
Пораньше выйти замуж
Замужество для восточной девушки является важным и обязательным ее предназначением, и чем раньше произойдет это событие, тем, считается, лучше для нее самой.
Замужняя девушка в какой-то степени защищена и огорожена от социального давления. От того молодые невестки сразу после свадьбы облачаются в яркие одеяния, презентуя окружающим свой новый статус.
Замужнюю девушку воспринимают в обществе с большим уважением. Принято считать, что главное достижение в жизни женщины – муж и семья.
Сватать молодую девушку зачастую начинают задолго до того, как она достигнет нужного возраста, который порой начинается после окончания школы. Будущую семейную пару «фабрикуют», учитывая дружественные связи родителей обеих сторон, либо после того, как проверят «всю подноготную» семьи девушки и ее саму на предмет пригодности к браку. Это означает, что девушка должна быть скромной, покорной, не замеченной в общении с противоположным полом, и плюс к этому, быть хорошей хозяйкой.
Родители считают главной своей обязанностью сыграть свадьбу дочери, передав ее в руки мужа. А в новой семье начинаются новые «надо» и «должна».
Родить в течение года
Совсем недавно общественность всколыхнул случай, связанный с кражей двухмесячного младенца в Душанбе. Подозреваемой оказалась замужняя молодая женщина из Гиссара, которая похитила ребенка в одной из столичных поликлиник. По некоторым данным, на такой шаг женщина пошла из-за давления общества – она долгое время не могла родить и даже несколько месяцев имитировала беременность, чтобы избежать слухов и разговоров.
Наличие детей в таджикской семье считается обязательным. Более того, ребенок должен появиться в первый год после свадьбы. Если этого не происходит, на женщину начинает оказываться давление со стороны родственников и «переживающих» соседей, и она проходит все стадии общественного порицания. И редко, когда у женщины имеются силы и решимость противостоять социальному давлению.
В отсутствии детей почему-то принято винить женщину и спрашивать об этом полагается лишь ее, будто от мужчин в этом процессе ничего не зависит.
Если оказывается, что эта проблема связана с бесплодием женщины, то мужчина вправе развестись либо заиметь вторую жену. При этом осуждений в его адрес не последует, а вот бесплодная женщина навсегда получит статус «бракованной».
В случае же, если причиной являются проблемы со стороны мужчины, почему-то сразу начинается «сглаживание» проблемы и активные поиски решения для сохранения семьи.
- Ранние браки и быстрое рождение детей это прям, как некая догма и незыблемое правило в нашем обществе, - говорит Дилафруз из Худжанда, которая долгое время не решалась заводить ребенка по ряду объективных причин. – Женщина просто обязана родить: ради мужа, чтобы продолжить род, для сохранения семьи из-за бытовых проблем. К сожалению, дети часто становятся разменной монетой для выяснения отношений.
Быть второй, но женой
Статус замужней считается для женщины залогом стабильности и определенности, а в патриархальном обществе – еще и престижем.
Быть незамужней, а тем более разведенной – почему-то стыдно и неприлично, и общество зачастую смотрит на таких женщин косо.
Разведенная женщина не всегда может позволить себе официальный брак. Чаще всего свободных мужчин «разбирают» в раннем возрасте. А большой отток мигрантов в другие страны также становится причиной нехватки мужского населения.
И если для восточного мужчины иметь несколько жен – залог престижа и статуса, то женщины соглашаются на роль вторых жен по ряду причин: по любви, ради статуса, от безысходности или страха. А еще из-за навязанных обществом стереотипов и предрассудков – быть при муже.
И хотя полигамия в Таджикистане запрещена на законодательном уровне, количество традиционных браков – по обряду «никох» – не становится меньше.
В Таджикистане не хватает мужчин, зато общественного порицания за то, что «ты еще не замужем» более чем достаточно. Дамы борются за (порой сомнительное) счастье.
Не иметь большой размер ноги
Маленький размер ноги у таджикской женщины считается в приоритете. Поначалу такое требование может показаться абсурдным. Однако от этого навязанного правила страдают многие молодые девушки, чей размер ноги далек от Золушкиного - с 39 и выше.
Чтобы сторона жениха не узнала об этом, девушки с большим размером ноги берут себе в приданное обувь меньшего размера, таким образом, портят свои ступни и натирают мозоли.
На людях выглядеть дорого-богато
В Таджикистане, как впрочем и в других странах Средней Азии, очень распространено оценочное суждение. И такому подвержены в основном девушки и женщины.
Зачастую, выходя в люди, женщины пытаются продемонстрировать через одежду и украшения свой статус и достаток. Для этого многие идут на крайние меры – берут золото и вещи напрокат.
Спрос рождает предложение, поэтому такие точки проката украшений и праздничной одежды стали весьма популярными.
«Моя соседка брала вещи в долг, чтобы отличаться на каждом мероприятии, - рассказывает Шахноза из Бустона. - У нас судят по одежке, поэтому женщинам приходится залезать в долги, лишь бы не быть в одном и том же наряде на разных мероприятиях».
В угоду мужчинам
Лолисанам Улугова, независимая исследовательница, высказала на этот счет свое субъективное мнение. Она считает, что в патриархальном обществе женщина в основном является объектом, а мужчина – субъектом взаимоотношений. Поэтому все взоры субъектов направлены на объект, и объектам предъявляют большие требования к их внешности и поведению.
Именно в патерналистском обществе женщина часто является антуражем, вещью (не обязательно дешёвой, даже иногда очень дорогой), источником производства здоровых детей. Это совсем не плохо для большинства женщин, они очень часто чувствуют себя довольно комфортно, если попали в форму или представления требований общества. Отсюда подарки, обоготворение, цветы и др.
«Проблема начинается, когда женщина не подходит под форму ожиданий субъекта, - отмечает исследовательница. - Большой размер ноги, или высокий рост, или слишком веселая, или смелая, или у всех на виду, или старая, потому что детей не родит – мешают попасть в систему критериев ценностей субъектов. Иногда субъектами становятся и сами женщины, предъявляя те же требования к женщинам, что и мужчины».
Лолисанам считает, что выход из такой ситуации возможен, однако он часто совсем не привлекателен для женщин патерналистских обществ. Женщины хотят иметь ухоженные ноги, ногти, лицо и другие части тела, мотивируя тем, что делают это для себя любимых. На самом деле все делается для усиления своей привлекательности вообще и для мужчин тоже. Это определенный рынок привлекательности. Кто привлекателен, тот быстрее оторвет хороший кусок от общего пирога.
Правила комментирования
comments powered by Disqus