Как сообщил на своем телеграм-канале глава аналитического бюро научно-исследовательского центра проблем интеграции ЕАЭС "Союзный нарратив-2050" Иван Лизан, протесты в Белоруссии и Казахстане имеют ряд общих черт и различий.
Различное:
1. Политический протест в Белоруссии и социально-экономический бунт в Казахстане. Как следствие – наличие целей у протестующих в РБ (освободить лидеров и свергнуть Лукашенко) и их отсутствие в Казахстане, что предопределило начало погромов, блокировку автомобильных и железных дорог.
2. Раскол в элитах Казахстана и отсутствие оного в Белоруссии. В Казахстане Токаев воспользовался ситуацией и покончил с двоевластием, из-за которого (бездействие силовиков) протест перерос в погромы, в Белоруссии же силовики изначально реагировали предельно жёстко, получив карт-бланш на подавление протеста.
3. Демографические, религиозные и культурные различия между Казахстаном и Белоруссией. Население РК в постсоветское время выросло, в нём высока доля молодёжи и исламизировалось, тогда как в РБ сократилось, постарело и секуляризовалось. Разные ценности – казахи действуют по принципу «Казах без понтов – беспонтовый казах», а белорусов жизненное кредо «Чарка, шкварка, иномарка». В Казахстане – судя по новостям об обезглавленных силовиках – есть фактор исламизма, тогда как в РБ позиции католиков не сильно отличались от православных. В РБ протестовали городские жители, в Казахстане среди погромщиков много сельских жителей.
4. Управляемость протеста. В РБ у него были лидеры, которых власть посадила сразу (Бабарико, Тихановский) или впоследствии (Колесникова), тогда как в Казахстане лидеры протеста остаются в тени (криминальный авторитет «Дикий Арман») или пытаются к протесту присоседиться (Аблязов уже дал «заднюю»). Таким образом, погромщики стали чьим-то инструментов в политической борьбе.
Общее:
1. Децентрализованный характер протеста. И в РБ, и в РК они вспыхнули в нескольких регионах, но затем локализовались в столицах (в случае Казахстана в финансовой).
2. Использование мессенджеров для координации протеста. В РБ значение Telegram было сильнее, чем в РК. Роль СМИ незначительна в силу отключения интернета и подконтрольности СМИ властям.
3. Незначительная роль НКО в координации протестов, отсутствие НКОшных лидеров на первом плане. Это объясняется разрешительным порядком привлечения ими иностранного финансирования. В РБ НКО действовали в экспертном поле, в РК и в социальном секторе, но значимых лидеров протеста не породили, в отличие от Украины, где НКО сформировали контрэлиту.
4. Фактор националистов. Власть страдает от вышедших из-под контроля националистов, который она же выкормила в ходе реализации политики многовекторности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus