90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Поездка Си Цзиньпина в Центральную Азию и критика его результатов

26.09.2013 14:38

Политика

Поездка Си Цзиньпина в Центральную Азию и критика его результатов

Первая поездка председателя КНР Си Цзиньпина в страны Центральной Азии в этом месяце получила широкое признание в качестве дальнейшего укрепления китайского влияния в регионе. Это была четвертая поездка за границу китайского лидера после того как он пришел к власти в начале этого года, который ранее посетил Россию, Америку и Африку.
 
Центрально-азиатский регион приобретает все большее стратегическое и экономическое значение для Китая, хотя на его долю приходится не большая доля китайской глобальной торговли. Общий объем торговли Китая с пятью странами региона составляет лишь половину от его  торговле с Малайзией, например, что составляет около 100 млрд. долларов США.
 
Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Тот факт, что не Россия, а Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана стал особенно интересным, так как последний является членом возглавляемой Россией Таможенного союза.
 
Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером для Узбекистана, но это может измениться в ближайшем будущем, поскольку как Узбекистан, так и Китай видят, что их двусторонняя торговля быстро растет. По словам Чжан Сяо, китайского посла в Ташкенте, китайско-узбекская торговля в первые семь месяцев 2013 года выросла на 60 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув более чем 2,5 млрд. долларов.
 
Кроме того, львиная доля центрально-азиатского экспорта природных энергоресурсов в настоящее время движется в сторону Китая с вводом в эксплуатацию нескольких нефте- и газопроводов. Туркменистан уже является крупнейшим поставщиком природного газа в Китай. На эту страну приходится более 50% от общего объема импорта. Центральная Азия будет играть все более важную роль для Китая в его попытках обеспечить надежные поставки энергоресурсов для удовлетворения своего растущего внутреннего спроса.
 
Аналогично профиль торговли с Центральной Азией будет расти благодаря намерению Китая диверсифицировать торговые пути в Европу и на Ближний  Восток по железной дороге, а не морским путем. Председатель Си во время своего турне по ЦА призвал лидеров региона работать вместе, чтобы реанимировать древний "Великий шелковый путь", который соединял Китай и другие дальневосточные страны с Европой и Ближним Востоком караванами верблюдов.
 
Китайские товары уже поставляются большими партиями на европейские рынки по железной дороге через Центральную Азию, большей частью через Казахстан, и эти поставки могут значительно возрасти со строительством альтернативной короткой железнодорожной линии через Кыргызстан и Узбекистан, который свяжет Китай со странами Персидского залива.
 
Западные компании, которые имеют производственные базы в Китае, отправляют свои товары в страны ЕС и другие рынки по железным дорогам Центральной Азии. Они хотя и стоят немного дороже, но требуют гораздо меньше времени по сравнению с морскими маршрутами.
 
Китай все чаще воспринимается лидерами стран Центральной Азии в качестве удобного и надежного экономического партнера. Политика Пекина невмешательства во внутренние дела стран региона также высоко оценена правящей элитой региона.
 
По словам Ислама Каримова, президента Республики Узбекистан, Китай показал миру, как нужно строить сотрудничество и плодотворные отношения во всем мире на основе равенства и взаимной выгоды. Важно то, что он сказал, что за 22 года двусторонних отношений между Узбекистаном и Китаем последний никогда не выдвигал никаких политических требований и выразил надежду, что он будет оставаться таковым и в будущем.
 
Но растущее китайское влияние в регионе вызвало критику, особенно   по части  расширения сотрудничества в торговых и других сферах, которые воспринимаются некоторыми [странами] как вредное для их интересов. Тем не менее, те силы, которые воспринимают китайский успех в регионе как  собственные потенциальные убытки, скорее всего ничего не смогут сделать против этого.
 
С одной стороны, никакая другая региональная держава  не сравнится с Китаем по части предложения инвестиций и других экономических преференций, таких как льготные и другие инфраструктурные кредиты. Китай уже предоставил десятки миллиардов долларов Туркменистану и Казахстану для разработки запасов нефти и газа, которые в конечном счете идут на экспорт в Китай.
 
Во время поездки Си Цзиньпина, китайское правительство пообещало и предоставило, по меньшей мере, 48 млрд. долларов США странам Центральной Азии. Общая стоимость китайско-казахстанских соглашений, подписанных во время визита Си, превысила 30 млрд. долларов, а в Узбекистане председатель Си курировал подписание более 30 сделок на общую сумму 15 млрд.  долларов. Кыргызстан также получил 3 млрд. долларов льготных и инфраструктурных кредитов.
 
Китай эксплуатирует не только природные ресурсы региона, подписав нефте-газовые и другие договора по разработке природных энергоресурсов, но и нацелен на строительство дорог, мостов, трубопроводов, линий электропередач, заводов и других важных объектов инфраструктуры, которые необходимы  странам региона для их развития.
 
В то время как западные страны, похоже, не хотят предлагать ничего, кроме лекций по демократии и правам человека, другая региональная держава Россия видит свою собственную экономику отстающей технологически и все чаще нуждается в прямых иностранных инвестициях для себя.
 
В то время как экономика России близка к рецессии, как опасается правительство России, которое предсказывает рост валового внутреннего продукта страны лишь немногим более 1% в ближайшие несколько лет, перспективы многих российских инвестиционных проектов в Центральной Азии, особенно в энергетическом секторе Кыргызстана, будут оставаться неопределенными.
 
Оказавшись в таких условиях не в состоянии соответствовать растущей экономической мощи Китая в Центральной Азии, некоторые государства  прибегали к распространению всевозможной чуши и ересей как часть их усилий замедлить или предотвратить как-то дальнейшее увеличение влияния Китая в регионе. Эта чушь строится на преувеличении опасения, что растущее влияние Китая неизбежно приведет к китайской экспансии и оккупации региона.
 
Еще одним спорным вопросом, который многие западные наблюдатели, в частности, хотели бы использовать, является проблема экспорта китайской рабочей силы для выполнения различных инфраструктурных проектов в регионе. Они утверждают, что это ведет к обострению напряженности в отношениях между китайцами и местным населением, которые вынуждены выезжать за рубеж в связи с отсутствием рабочих мест на дому.
 
Тем не менее, в целом, число китайских рабочих в странах Центральной Азии все еще очень незначительно, в то время как различные инфраструктурные проекты, реализуемые с их помощью, решают большие задачи, стоящие перед этими странами и населением.
 
Стало уже устоявшейся тенденцией, что такая чушь больше всех распространяется русско-язычной прессой, а некоторые материалы, по-видимому, намеренно были опубликованы во время визита лидеров стран Центральной Азии в Китай и китайских лидеров в Центральную Азию.
 
В апреле этого года, когда президент Таджикистана Эмомали Рахмон совершил  свой государственный визит в Китай, некоторые российские СМИ намеренно распространили информацию, которая позже оказалось дезинформацией. Это была информация о том, что китайские солдаты вошли в таджикскую территорию в горных районах Бадахшана и разместились там. Пресс-секретарь таджикского министерства иностранных дел официально опроверг эти слухи, чтобы успокоить реакцию на месте, в частности, через социальные медиа.
 
Прямо перед визитом Си в Узбекистан некоторые российские источники распространили новость, что китайское правительство замораживает многие совместные инвестиционные проекты в Узбекистане в связи с ожидаемым замедлением китайской экономики.
 
Эти слухи были немедленно опровергнуты как "абсурдные и глупые" послом Китая в Ташкенте, который счел необходимым вмешаться, чтобы остановить распространении этих слухов до прибытия Си. Позже эти сведения были доказательно опровергнуты, когда Китай пообещал еще 15 млрд. долларов инвестиций и льготных кредитов Ташкенту.
 
Эту ересь, как правило, легко опровергнуть, поскольку они слишком преувеличены и скорее похоже на шутку, чем на правду, сведениями от хорошо информированных источников, в том числе от правительственных чиновников, и  они ни в коей мере не смогут повлиять на позитивные тенденции и укрепление тесного сотрудничества Китая и стран Центральной Азии, которые являются действительно взаимовыгодными.
 
Как посол Чжан Сяо сказал, укрепление тесного сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии может нравиться некоторым и не нравиться другим. Поэтому не должно вызывать удивление то, что распространяются ложные заявления тех, которые имеют враждебные намерения.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.inozpress.kg/news/view/id/40264

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном , Исламом Каримовым

26.09.2013 14:38

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
$25,7 млрд

объем инвестиционной программы "Газпрома" в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31