«Главный казахский патриот» призывает оправдать мародёров
На что только не готовы пойти некоторые деятели из числа так называемых «лидеров общественного мнения» в своём неуёмном желании предстать в глазах сограждан защитниками народных чаяний! Дошло уже до того, что кое-кто из них призывает не просто проявить снисхождение к погромщикам и мародёрам, но и признать их действия оправданными: дескать, это вовсе не преступление, а акт восстановления социальной справедливости.
Не нуждающийся в особых представлениях Мухтар Тайжан на днях опубликовал в «Фейсбуке» свои размышления относительно причин того, почему во время январских событий люди пошли «потрошить» магазины. «Вижу репортажи по ТВ, охи-вздохи, ох-ах, в Алматы 15 магазинов Магнум разграбили, продукты разворовали, ели, представляете, прямо в зале. А как, по-вашему, должны выглядеть голодные бунты? Я понимаю, из паркетных кабинетов Ақорды и Үкімет үйі это представить сложно, но у миллионов хозяек по стране давно уже нет задачи готовить домашнюю еду, просто потому, что не из чего». Далее он продолжает: «Такие невыносимые экономические условия создала власть своей преступной по отношению к народу политикой. Так что мне не стыдно за такое поведение людей, я их полностью понимаю».
Особенно впечатлил тот фрагмент текста, в котором как бы доказывается факт голодного существования казахстанцев: «Почему наши люди так любят тои? Да потому, что там мясо, салаты, торты, жылқының етінің дәмін татуға болады (можно попробовать вкус конины – прим. ред.). Это реально праздник живота. Еще домой забирают, хоть несколько дней можно будет еще мясо покушать, детей покормить».
Тем подписчикам Тайжана, которые дружно ставят лайки под его постом (а их количество подбирается к тысяче), похоже, даже в голову не приходит, что этот деятель, называющий себя настоящим казахским патриотом, своими словами, по сути, оскорбил казахов. Ведь он прямым текстом даёт понять, что для многих представителей нашего народа нет большей радости в жизни, чем набить живот. Возможно, известному принципу «тойға тойып бар» («иди на той сытым») следуют далеко не все, но изображать казахов чревоугодниками, идущими на свадьбы, юбилеи и другие праздничные торжества только затем, чтобы наесться до отвала, – это уже слишком.
Объяснять казахскую страсть к тоям тем, что «там мясо, салаты, торты, жылқының етінің дәмін татуға болады», - значит не знать психологию народа. На свадьбу или, скажем, отмечаемый кем-то из родственников либо друзей праздник «тұсау кесу», на любое другое мероприятие не пойдешь с пустыми руками – как минимум, десять тысяч тенге надо дать. А обычно дают больше. Назавтра сторона, организовавшая той, разложит конверты (подписанные) с деньгами и начнёт изучать их содержимое. И тот, кто ничего не принёс или принёс слишком мало, получит условную «черную метку». А кому охота позориться?
Значит, чтобы отправиться на той ради «праздника живота», нужно вначале раскошелиться. И этот важный момент Тайжан упускает, хотя как кандидат экономических наук обязан был его учесть. Ведь если бы перед человеком стояла цель досыта наесться, то вместо того, чтобы идти на торжество в ресторан и потратить на подарок десять или двадцать тысяч тенге, он бы купил на них куда больше продуктов питания в магазине. Так что доводы Тайжана выглядят нелепо.
И потом, любому из гостей рано или поздно придётся самому устраивать той – у всех есть сыновья и дочери, которые куда-то поступают, женятся, выходят замуж… И для многих казахов крайне важно не ударить в грязь лицом, не посрамиться перед родственниками, соседями, коллегами. Люди залезают в кредитную кабалу, нередко вводят в своих семьях жёсткий режим экономии (в том числе ограничивая себя и домочадцев в потреблении продуктов питания), чтобы накопить нужную сумму и закатить такой праздник, чтобы «было не хуже, чем у других», а ещё лучше – чтобы все завидовали.
Если брать в общем и целом, тои разорительны для всех участников – как для организаторов, так и для гостей. Относительно первых всё понятно. А что касается вторых, то поскольку всевозможные тои проводятся очень часто, то хождения по ним (ведь многие из нас, казахов, так устроены, что нам неудобно отказывать приглашающим, даже если не хочется идти) пробивают серьёзную брешь в семейном бюджете. Соответственно причину любви к тоям надо искать не в каких-то меркантильно-чревоугоднических позывах, не в желании, грубо говоря, на халяву пожрать, не в том, что людям нечего есть, а в чём-то совершенно другом.
Впрочем, не это главное. Такие «лидеры общественного мнения», как Тайжан, и те наши соотечественники, которые разделяют подобные взгляды (а их сейчас становится всё больше и больше), по сути, призывают легитимизировать право на насильственный отъём того, что принадлежит другим. Постоянно заявляющие о своей ненависти к советскому режиму, они теперь фактически предлагают следовать чисто большевистскому лозунгу «Грабь награбленное!».
Никто не спорит: в Казахстане многие состояния нажиты нечестным путём, за счёт обворовывания народа, у нас образовалась огромная социальная пропасть между кучкой богатеев и миллионами бедных. Также очевидно, что главную ответственность за сложившуюся ситуацию несут те, кто долгие годы правил страной, и что национальные богатства должны распределяться честно и справедливо. Но значит ли это, что теперь можно без оглядки на законы и общепринятые нормы поведения покушаться на чужую собственность, отбирать у других всё, что приглянулось? Во что эти люди собираются превратить Казахстан? О каком цивилизованном и правовом государстве в таком случае можно будет вести речь?
«Поведение человека зависит от условий проживания», - заявляет Тайжан, пытаясь обелить мародёров. Но человек тем и отличается от животного, что в своих поступках он руководствуется не только и не столько инстинктами, сколько разумом. Да, если бы в Казахстане царил массовый голод, то можно было бы понять поведение грабивших те же «Магнумы». Но Ашаршылыка сегодня в нашей стране, слава богу, нет. А те, кто, воспользовавшись хаосом, выносил из магазинов товары, включая продовольственные, – это в массе своей молодые и здоровые люди, которые при желании всегда могут заработать, как минимум, на пропитание и хотя бы на временную крышу над головой.
Полагаю, что Тайжан сам это понимает. Но ему же кровь из носу хочется в очередной раз показать себя радетелем за казахский народ. Так было и после памятных событий в Кордайском районе, которым в эти дни исполняется ровно два года: именно Тайжан громче всех защищал погромщиков и мародёров, пытался героизировать их, одновременно обвиняя в случившемся дунган, чьи сёла подверглись нападению. И ведь нашлось очень много таких, кто солидаризировался с ним. Кстати, интересно, что бы сказал Болатхан Тайжан, известный дипломат (работал послом Казахстана в нескольких странах, вице-министром) и просто интеллигентный человек, если бы узнал, к чему призывает его сын.
То, чем занимается Мухтар Болатханович, - не рядовой национал-популизм. Это самый настоящий оголтелый популизм, крайне деструктивный и опасный. Имеется в виду опасность со стороны не лично Тайжана (он, хотя и пользуется популярностью в определённой части общества, не способен организовать что-то серьёзное), а со стороны того явления, которое этот деятель собой олицетворяет. Возможно, тех, кто готов пойти за такими персонажами, пока не так уж много, но сама тенденция к росту их количества не может не настораживать…