Аналитики опасаются, что, если демаркация таджикско-кыргызской границы будет продолжаться такими же темпами, мы еще станем свидетелями кровавых конфликтов.
Усиление враждебности между гражданами двух стран, противоречивые заявления официальных лиц, недостижение необходимых результатов в переговорах Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы, невыполнение ранее достигнутых договоренностей и увеличение численности войск в приграничных районах могут стать основой для начала крупных конфликтов.
Краткая история пограничных конфликтов. Как Ворух стал анклавом?
Чтобы полностью понять проблему границы между Таджикистаном и Кыргызстаном, нам нужно начать с вопроса о Ворухе. Джамоат с численностью 40 тысяч человек Кыргызстан называет анклавом (территория, которая полностью окружена границами другого государства), однако Таджикистан это отрицает.
Первый конфликт произошел здесь в 1974 году, хотя в то время Таджикистан и Кыргызстан входили в состав одного государства – Советского Союза.
Один из очевидцев конфликта, 78-летний житель джамоата Ворух Иномиддин Юлдашев рассказал, что в 1963 году колхоз «Правда» в Ворухе решил освоить 700 га залежных (необрабатываемых) земель в селе Мехнатобод. Рытье канавы, подводка воды и создание необходимой инфраструктуры заняли девять лет и в 1974 году члены хозяйства начали разбивать сад на новой земле. Однако, по словам Иномиддина Юлдашева, 40 кыргызских домохозяйств, проживающих по ту сторону реки Исфара, пришли и попросили председателя принять их в этот колхоз.
По словам этого жителя Воруха, после отказа в просьбе кыргызов, они начали ссору и ранили двух жителей Воруха – Музаффарджона Бободжонова и Хиджрониддина Абдурахимова.
Один из руководителей города Исфары в конце 1980-х годов Мирзошариф Исломиддинов был свидетелем тех дней. Бывший мэр Исфары говорит, что после протеста кыргызской стороны, приехали представители Москвы, чтобы разобраться в этом вопросе и «для примирения» из 700 га новой земли 300 га отдали кыргызам. После передачи земли, по словам Исломиддинова, в короткое время кыргызы построили там населенный пункт.
Об образовании села Ак-Сай в кыргызских открытых источниках данных немного. Однако кыргызские официальные лица, в том числе спецпредставитель страны по пограничным вопросам, говорят, что имеется «достаточно доказательств» подтверждающих, что Ак-Сай является территорией Кыргызстана. Назирбек Борубаев ссылается на документы 1955, 1958, 1961 и 1989 годов, но конкретных данных от этих документов не приводит.
Почему не открывают дорогу в Ворух?
Одной из главных проблем в приграничных переговорах между Таджикистаном и Кыргызстаном, которая не решается в течение вот уже 20 лет, является предоставление дороги или коридора в Ворух. Хотя об открытии дороги до сегодняшнего дня между Таджикистаном и Кыргызстаном подписано два документа.
Впервые в 2014 году делегации Таджикистана и Кыргызстана в обмен на разрешение строительства дороги Ак-Сай-Тамдик договорились построить альтернативную дорогу Ходжаи Аъло-Ворух. Однако, по словам министра иностранных дел Таджикистана Сироджиддина Мухриддина, кыргызская сторона не выполнила положения и этого документа.
Во второй раз, 5 мая 2021 года после недельных кровавых столкновений на границе делегации договорились, что «в целях обеспечения беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и товаров Республики Таджикистан, на повороте восточной стороны населенного пункта Танги (Капчигай) стороны вместе будут строить автомобильную дорогу Ходжаи Аъло-Ворух, обслуживание и содержание которой возьмет на себя таджикская сторона».
Но через день после подписания документа председатель ГКНБ Кыргызстана и глава кыргызской делегации Камчибек Тошиев заявил СМИ, что коридор Воруху не предоставлен…
Водитель автобуса Муродулло, который возит жителей из Воруха в центр Исфары, говорит, что не было еще ни одной недели, когда во время пересечения территории села Ак-Сай машину не забрасывали бы камнями.
Некоторые в Таджикистане считают, что Ворухскую дорогу Кыргызстан использует как средство давления на Таджикистан.
В марте 2021 года председатель ГКНБ Камчибек Ташиев заявил, что Таджикистану предложили заменить Ворух частью Баткена. Предложение вызвало бурную реакцию в таджикском обществе, а две недели спустя президент Таджикистана отказал Кыргызстану в этом предложении.
Кровавый конфликт, обнаживший вопрос о границе
Но проблема на таджикско-кыргызской границе не ограничивается только Ворухом и Ак-Саем. В 1989 году в селе Ходжаи Аъло Исфары между жителями приграничных сел вспыхнул кровавый конфликт. В результате 1 человек погиб и 21 получили ранения. Конфликт удалось урегулировать только благодаря вмешательству первых лиц Таджикистана и Кыргызстана и спецназа, ОМОН.
Преподаватель из села Ходжаи Аъло Ходжибобо Туйчизода очень хорошо помнит те дни: единственная жертва этого конфликта Обиджон Муллоджанов является одним из его родственников.
Вспоминая те дни, наш собеседник говорит, что в 1989 году по поводу распределения воды в канале «Масчои» разразился скандал. По графику кыргызская сторона в секунду должна была получать 200 литров воды, что достаточно для одновременного орошения 20 гектаров земли. Однако, по словам наших собеседников в селе Ходжаи Аъло, граждане Кыргызстана нарушили этот порядок и забрали половину воды реки. Когда жители села Ходжаи Аъло в знак протеста перекрыли воду, граждане Кыргызстана напали на них. Конфликт между жителями приграничья двух стран обострился до такой степени, что руководители СССР были вынуждены перебросить из Ферганы спецназ «Пермь». «Руководство обеих республик полтора месяца находились в Исфаре. С обеих сторон собрались толпы людей. Как в Ходжаи Аъло, так и в Ворухе вспыхнул ожесточенный конфликт. В Ворухе, Ходжаи Аъло, Сурхе и Чоркухе был объявлен комендантский час», - вспоминает те дни Мирзошариф Исломиддинов.
1/6
После конфликта 1989 года с обеих сторон была создана паритетная комиссия, которая проработала два месяца. Однако, по словам Исломиддинова, протокол комиссии был отклонен Таджикистаном, поскольку он противоречил национальным интересам.
С 2013 года конфликты на таджикско-киргизской границе резко обострились. По сообщениям СМИ, с 2013 года по май 2021 года на таджикско-кыргызской границе не менее 400 человек получили ранения и 61 погиб. В эти же годы на границе также произошли небольшие конфликты, не просочившиеся в СМИ, и общество об этом мало знает.
Официальная статистика о количестве погибших в приграничных конфликтах за все эти годы не публиковалась.
Кульминацией же этих конфликтов стала семичасовая война между армиями двух стран в апреле 2021 года. В результате с обеих сторон погибло 55 человек и более 200 получили ранения.
В очередной раз стало ясно, насколько сложной стала проблема демаркации границы.
Какие проблемы не дают продвинуться в переговорах?
В 1990 году под председательством спикеров парламентов двух стран была создана паритетная комиссия по вопросу демаркации границы. Однако с началом гражданской войны в Таджикистане, по словам бывшего главы Исфары Мирзошарифа Исламиддинова, ее работа осталась незавершенной.
В 2002 году Душанбе и Бишкек вновь начали переговоры. Во время визита в Ворух в апреле 2021 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что «за 19 лет работы комиссии определено и согласовано 519,9 км границы, хотя кыргызская сторона до сих пор не ратифицировала документ». Эксперты говорят, что эти 519 километров были теми самыми горными районами, где граница была определена заранее. Основные пункты приграничного спора между сторонами, в том числе в Исфаринском и Бободжон-Гафуровском районах, остаются неурегулированными.
Первая проблема – предоставление дороги Воруху, которую мы объяснили выше.
Другой проблемой является расположение «шахматных» точек в приграничной зоне, особенно в джамоате Чоркух. В таких местах рядом расположены один кыргызский и один таджикский дом. Или одна сторона улицы называется Таджикистаном, а другая сторона - Кыргызстаном. Власти и эксперты говорят, что для решения проблемы «шахматных» точек необходим обмен землями. Но эта работа до сих пор не сделана.
Еще одним важным предметом разногласий является дорога, которая разделяет район Бободжон-Гафуров в Таджикистане и район Лейлак в Кыргызстане. Это основная дорога, по которой жители Бободжон-Гафуровского, Канибадамского и Исфаринского районов добираются до Худжанда. Пока не ясно, как две страны намерены решить этот вопрос.
Переговоры решили проблему или усложнили ее?
Переговоры продолжаются уже 20 лет. Члены комиссии по демаркации границы встречаются чуть ли не каждый месяц, но подробности их переговоров не разглашаются.
А не деле они желаемых результатов не дали по двум причинам.
Первая – невыполнение достигнутых договоренностей. Об этом говорил и глава таджикского МИДа и председатель ГКНБ Саймумин Ятимов, последний указал на это 29 января кыргызской делегации: «Протоколы, подписанные в прошлом, должны быть соблюдены и выполнены, а уклонение от их выполнения приведет к конфликту».
Вторая причина заключается в отказе от ранее достигнутого соглашения или неудовлетворенность им. К примеру, недавний спор между Душанбе и Бишкеком по поводу аренды дороги Ош-Баткен-Исфана. Согласно документу, подписанному в 2009 году между секретарями Совета безопасности Таджикистана и Кыргызстана, Таджикистан передал соседу в аренду на 49 лет 275-метровый участок дороги Ош-Баткен-Исфана. Кыргызстан называет ее дорогой Торт-Кочо.
Недавно президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что не признает документ, поскольку он не отвечает интересам его страны.
Еще один документ, который был подписан ранее и в настоящее время вызвавший недовольство в Таджикистане, – разрешение на строительство дороги Тамдик-Ак-Сай. В 2014 году Таджикистан разрешил Кыргызстану построить дорогу вдоль реки Исфара. Это альтернативный маршрут, который соединяет Лайлак, Исфану и села Максад, Борбордук и Самаркандак с другими районами Кыргызстана. «В 2013 году до договоренности разрешить строительство дороги, председатель комиссии по демаркации границы от Таджикистана Муродали Алимардонов встречался с жителями приграничных сел. Я тогда неоднократно просил Алимардонова не допускать строительства дороги Тамдык-Ак-Сай. Обещал не подписывать, но разрешили. В результате этой роковой подписи другой берег реки Исфара, включая горы и пастбища, попал в руки кыргызов. Если вы сейчас пройдете здесь, вас арестуют и отвезут в Баткен», - говорит преподаватель из села Ходжаи Аъло Ходжибобо Туйчизода.
По его словам, раньше, когда кыргызы перекрывали дорогу Ворух-Исфара, они в ответ блокировали дорогу на Лейлак. Но теперь, когда кыргызы построили дорогу Тамдык-Ак-Сай, Таджикистан потерял рычаг давления. «Это была стратегическая ошибка Алимардонова», - добавил Туйчизода.
Со строительством дороги Тамдык-Ак-Сай жители Чоркуха лишились своих пастбищ на другом берегу реки. А еще они переживают, что в будущем кыргызы могут изменить сток реки Исфара и отвести его в сторону земель Лейлакского района.
Наши попытки поговорить с Муродали Алимардоновым оказались тщетными. Однако другие таджикские официальные лица вопрос разрешения на строительство дороги Тамдык-Ак-Сай объясняют следующим образом: глава МИД на пресс-конференции в июле 2020 года заявил, что «в соответствии с этим документом, строительство дороги Ак-Сай-Тамдык кыргызской стороне было разрешено одновременно с альтернативной дорогой Ходжаи Аъло-Ворух. За строительство дороги отвечал Кыргызстан. Они построили дорогу, которая их устраивала и была необходима им, а участок дороги в Ворух забыли».
«Новый опыт» в пограничном споре
Власти двух стран неоднократно заявляли, что будут решать пограничный вопрос путем переговоров. Но Кыргызстан как минимум последний год пытался решить пограничный вопрос путем давления.
Одним из примеров такого давления является арест не менее трех граждан Таджикистана в России по запросу Кыргызстана. Они были жителями приграничной зоны, и Кыргызстан обвинил их в участии в конфликтах. По запросу Таджикистана в России также задержан гражданин Кыргызстана. Позже их всех освободили.
Объявление в розыск граждан обеих стран за участие в приграничных конфликтах в предыдущие годы было редкостью.
Еще одним примером давления, которого раньше не было, является вынесение приговора (20 лет) в Кыргызстане двум граждан Таджикистана – Абдурозику Абдукаххорову и Аскару Юнусову. Их обвинили в причастности к пограничному конфликту, хотя их родственники говорили, что этого не было.
Также в заключении за нарушение правил пересечения границы в Таджикистане находятся несколько кыргызстанцев. В январе этого года один из них умер.
После конфликта в конце апреля Кыргызстан полностью закрыл свои границы для граждан Таджикистана. Соседи между собой практически не торгуют. Власти РТ не комментируют закрытие границы.
Спорные заявления, которые усугубляют ситуацию
Еще одним явлением, усугубившим проблему демаркации границы, являются противоречивые заявления официальных лиц. К ним можно отнести слова главы ГКНБ Камчибека Тошиева об обмене Воруха или слова Садыра Жапарова о предоставлении им Мургаба.
В Таджикистане время от времени также звучат заявления, вызывающие негативную реакцию соседей. Например, слова генерала Навджувана Навджуванова о том, что Баткен не является кыргызской землей. Подобные заявления официальных лиц вызывают бурную реакцию в обеих странах и могут провоцировать конфликты.
Другим примером является последнее заявление Камчибека Тошиева после конфликта 27 января. На переговорах с представителями Таджикистана он сказал, что «важно сохранять добрососедские отношения и жители приграничья должны жить в атмосфере мира и спокойствия». Но через несколько часов кыргызским СМИ Тошиев заявил: «После вчерашнего конфликта таджики извлекут урок и будут выполнять взятые на себя обязательства». Это заявление вызвало негативную реакцию общественности в Таджикистане.
В приграничных районах растет количество военных
В частности, в маленьком селе Ак-Сай дислоцируется воинская часть Кыргызстана. Такая же картина наблюдается и в селе Ходжаи Аъло Таджикистана.
По утверждению главы ГКНБ Кыргызстана от 28 января 2022 года, в приграничную зону было отправлено больше военной техники. По словам Тошиева, если в апреле 2021 года у них на границе была только одна бронемашина, то сейчас их число увеличилось до 40 единиц. После того, как Кыргызстан купил беспилотники у Турции и передал их пограничникам, некоторые граждане в Таджикистане предложили властям закупить аналогичные беспилотники.
Каковы пути решения проблемы?
Некоторые эксперты видят необходимость вмешательства третьей страны.
Бывший глава Исфары Мирзошариф Исломиддинов, который был участником нескольких пограничных переговоров, заявил, что в это дело должна вмешаться Россия. Потому что, по его мнению, республики Таджикистан и Кыргызстан были образованы в советское время, а Россия является правопреемницей этого государства. «Мы должны вместе или каждый отдельно предложить российской стороне всесторонне рассмотреть документы по границе и определить какая земля кому принадлежит», - считает Исломиддинов.
Издание «Независимая газета» 20 января 2022 года опубликовала аналитическую статью, в которой эксперты заявили о «возможном привлечении России к решению конфликта».
По мнению политологов, пограничный вопрос почти полностью омрачил отношения между Душанбе и Бишкеком.
С точки зрения таджикского политолога Шерали Ризоёна, «в Кыргызстане нет центра принятия решений, который мог бы гарантировать реализацию взаимосогласованного договора. Вы не знаете с кем вести переговоры с кыргызской стороной. Несколько раз по мере того, как приближалось время принятия окончательного решения, менялся глава комиссии по демаркации границы (вице-премьер). Главный ответственный в переговорах от Кыргызстана совершенно не заинтересован в принятии каких-либо решений потому, что какое бы решение ни было принято, его неизбежно обвинят в предательстве национальных интересов. Эта тенденция повторялась несколько раз за последние 10 лет и может повториться в будущем», - пояснил Ризоён.
Эксперт видит решение проблемы только в согласованиях и переговорах за столом.