Мы продолжаем дискуссию на тему “Казахский национализм как политическое движение”. По этому спорному вопросу на страницах нашего издания было высказано множество самых разных мнений. В качестве экспертов выступали ученые и политики, общественные деятели и оппозиционеры, журналисты и блогеры. Сегодня мы пригласили в разговору известных казахстанских политологов, задав им все тот же вопрос: каким должен быть национализм в Казахстане?
Рустем Кадыржанов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:
Игра с нулевой суммой
- С интересом слежу за дискуссией на страницах вашей газеты. Мой интерес – чисто профессиональный, поскольку как философ и политолог я изучаю тесно связанные между собой проблемы нации, национализма и национальной идентичности. Все эти понятия сложные, противоречивые, вызывающие споры и полярные оценки. Споры ведутся не только в Казахстане, но и во всех уголках мира, потому что современный мир – это мир наций.
С одной стороны, национализм ассоциируется с милитаризмом, войной, иррационализмом, шовинизмом, нетерпимостью, насильственной ассимиляцией, авторитаризмом, ксенофобией, этноцентризмом, этническими чистками и даже геноцидом. По этой причине национализм был охарактеризован как “полнейший политический позор двадцатого столетия”. С другой стороны, в массовом сознании западных обществ национализм связан с демократией, самоопределением, политической легитимностью, социальной интеграцией, солидарностью, достоинством, идентичностью, культурным выживанием, гражданством, патриотизмом, освободительной борьбой против чужеземного правления.
В Казахстане национализм, как и в советское время (“Пролетарское, коммунистическое мировоззрение несовместимо с любой националистической идеологией!”), оценивается в массовом сознании крайне негативно. Из своего советского прошлого мы хорошо помним, что определение “националист” звучало как пугало, клеймо и даже приговор. Поэтому слова “национализм”, как и раньше, чураются и избегают. Подвижки в его восприятии наметились лишь в последнее время. Сегодня многие активисты казахского национального движения (национал-патриоты) именуют себя националистами, не испытывая при этом никаких комплексов, ставя национализм в один ряд с патриотизмом, любовью к народу и родине. Газета Central Asia Monitor вовремя заметила эти изменения в общественном настроении и организовала дискуссию. И это хорошо, потому что без анализа национализма невозможно правильное понимание и изучение национальной сферы жизни общества.
В массовом сознании национализм остается эмоционально окрашенным, идеологически насыщенным понятием, отождествляемым с этнонационализмом – прежде всего казахским. Вот и в вопросе “Каким быть казахскому национализму?” звучат эмоциональные тона. В самом деле, каким должен быть казахский национализм? Хорошим? Плохим? Сильным? Слабым?
Национализм не существует в безвоздушном пространстве. Он живет в реальном многоэтническом, многокультурном обществе, в котором хорошее (для казахских националистов) требование использовать исключительно казахский язык во всех сферах жизни оказывается плохим для русских националистов, видящих в этом ущемление русского языка и политику этнократии. Оба националистических отряда обвиняют друг друга в национализме, шовинизме и стремлении подорвать межнациональную стабильность. Обе группы оказывают давление на власть, требуя от нее проведения политики в интересах своей нации. Власти же в целях сохранения межнациональной стабильности приходится идти на компромиссы, но время от времени угрожать противоборствующим сторонам юридической дубинкой. Реальный национализм, будучи хорошим для одной нации, оказывается плохим для другой. Это игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного означает автоматический проигрыш другого. Было бы прекрасно, если бы национализм стал игрой с ненулевой суммой, когда оба игрока выигрывают, но так, к сожалению, не получается. Русские националисты требуют, чтобы в Казахстане было два государственных языка, но их казахские оппоненты, как, впрочем, и власть, возражают: государственный язык должен быть один, и это должен быть язык титульной нации.
Проблема, однако, в том, что далеко не все казахи говорят на родном языке. Это очень сильно препятствует становлению казахского языка как государственного: ведь если сами казахи не говорят на своем языке, то зачем русским и представителям других национальностей говорить на нем? Казахские националисты видят в этом слабость казахского национализма. Неслучайно один из их лидеров называет казахов космополитами. А для националиста слабый национализм – это вызов. Национализм нужно усиливать! Но как этого добиться? Рецепт есть, и он довольно простой: нужно укреплять национальную идентичность. Это означает, что нужно распространять среди своих соплеменников комплекс врага по принципу “мы – они”. “Они” представляют угрозу для “нас”. “Они” навязали нам свой язык и свою культуру и хотят, чтобы мы забыли свой язык и культуру, стали манкуртами. Мы должны сплотиться, говорить на своем языке и развивать свою культуру. Каждый казах обязан говорить на казахском языке. Только в этом случае мы станем сильной нацией, будем хозяевами на своей земле и заставим других говорить на нашем языке. Все, кто живет в Казахстане, будут называться казахами!
В вопросе: “Каким должен быть казахский национализм?” скрыто представление о каком-то идеале, образце национализма, к которому нужно тянуться. Но есть ли такой образец? Схожим образом можно услышать об исламе в Казахстане: дескать, ислам у нас не тот. То ли дело ислам у арабов! Но ведущие исламоведы говорят: в исламе нет обязательной для всех народов нормы. Ислам, исповедуемый в том или ином обществе, и есть норма для этого народа. Ровно такое же суждение справедливо и для национализма. Нет идеального образца для национализма той или иной нации. Тот национализм, который сложился в обществе, который обеспечивает бесконфликтное существование проживающих в нем этнических групп, связывает их с землей и страной, стимулирует желание трудиться ради нее, и есть на самом деле идеальный для этого общества и государства национализм.
В сегодняшнем мире национализм неистребим. Коммунистический режим хотел ликвидировать его, но сам исчез с лица земли. В Казахстане есть казахский национализм и есть русский национализм, которые противостоят друг другу (слава богу, только в Интернете) по языковому и другим вопросам. Но есть государство, которое соблюдает баланс между этими национализмами и держит их в рамках, неопасных для общества. Наверное, это и есть ответ на вопрос, каким должен быть казахский национализм и вообще национализм в Казахстане.
Берик Абдыгалиев, политолог:
Приобщай,
но не разжигай!
- Политическая и социальная стабильность Казахстана, его настоящее и будущее в значительной мере зависят от уровня развития государствообразующей нации – казахов. Неблагоприятное социально-психологическое самочувствие большинства казахов, их неудовлетворенность положением родного языка, состоянием национальной культуры и образования, социальными проблемами и активная эксплуатация этих настроений различными политическими силами являются серьезными вызовами, стоящими перед современным Казахстаном.
Для преодоления возможного национального кризиса казахов необходимо сформировать новую идентичность, основанную на идеологии государственничества. Это тот стандарт, который должен определять образ и модель поведения казаха нового качественного формата. Для этого, во-первых, необходима социокультурная консолидация государствообразующего народа – казахов. Во-вторых, казахи должны осознать свою миссию в новых условиях, а именно – ответственность за мир и процветание Казахстана. Они должны стать государственниками и не перекладывать ответственность только на власть. Соответственно новая идентичность казахов должна превратиться в полномасштабную культурную систему, привлекательную для всего казахстанского общества.
Одной из основ новой национальной идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка. Залогом стабильности и процветания является языковое единство казахстанцев, когда казахский и русский языки станут символами взаимопонимания и взаимоуважения. Практически весь казахский народ овладел русским языком – это наше великое богатство, которым мы гордимся и никогда не предадим забвению. Большей частью через русский язык мы открыли для себя гениальные творения человеческого духа, культуру и образ жизни других народов.
Но, к сожалению, у русскоязычной части населения мотивация к изучению казахского языка остается слабой. Сентиментальные призывы и патриотическая риторика не действуют. В случае внедрения казахского языка “сверху” наиболее активная часть русскоязычных будет стремиться покинуть Казахстан.
Для поэтапной национальной интеграции казахстанцев нужно разработать механизмы адаптации неказахов в казахскую культурную среду, активного вовлечения граждан Казахстана из числа неказахов в структуры власти. Необходимо разработать стратегию расширения пространства казахского языка, определить и обосновать ее основные этапы и временные рамки. В том числе разработать научную концепцию и методику по включению русскоязычных граждан в сферу казахского языка. Эта концепция должна быть рассчитана на различные возрастные и социальные группы. Необходимо также признать неэффективность принуждения, особенно старшего поколения, к овладению казахским языком. Для общенациональной интеграции им достаточно будет поддержать изучение государственного языка детьми и внуками.
Важно, чтобы каждый казахстанец знал в совершенстве как минимум два языка – казахский и русский. Знание казахского языка сблизит всех казахстанцев, поможет понять казахский мир, мечты и чаяния казахов! Необходимо вычленить главный приоритет, заключающийся в культивировании казахского языка, начиная с дошкольного возраста как наиболее восприимчивого к усвоению новых ценностей, в том числе и языка.
С другой стороны, неказахской части общества не следует считать, что переоценка истории и череда переименований направлены “против” кого-то и имеют под собой антирусский контекст. Этот процесс – естественное движение в реконструировании казахского “я”, самоценность которого в прошлом игнорировалась, а попытки его исследования сурово наказывались. Поэтому здесь необходимы понимание и мудрость, а не осуждение. Сегодня говорить о “казахской проблеме” становится признаком хорошего тона. Все больше и больше ученых и писателей поднимают острые проблемы развития казахской нации. Но зачастую они занимаются разжиганием реальных и мнимых обид казахов, фактически формируя у них социально-культурные и психологические комплексы.
Нельзя не отметить роль и значение русскоязычных казахов. Они внесли огромный вклад в развитие не только советской культуры, но и казахской. Их заслуги в создании конкурентоспособной нации нельзя переоценить. Сейчас они возвращаются к истокам, ищут свою культурно-историческую определенность. Все больше и больше казахов интуитивно понимают, что знание родного языка для каждого из них равно спасению казахской нации. Так как именно приобщенность к главному компоненту национальной культуры – языку, хранителю и ретранслятору духовных ценностей, выражающему характер, мироощущение народа, – углубляет у его носителей чувство принадлежности к данному этносу, формирует национальное самосознание, без которого нет самой нации.
Новая казахская идентичность как система ценностно-нормативных комплексов включает в себя также чувство казахского патриотизма. Казахский патриотизм должен формироваться на основе гордости за свою историю и культуру, а также перспектив развития казахской нации и веры в процветание республики. Только с ростом авторитета казахов в глазах представителей других национальностей у последних появится желание знать историю, изучать язык, гордиться тем, что они живут в Казахстане.
Для новой идентичности казахов сегодня как никогда необходимо также сформировать волю нации, волю к национально-культурному, политико-государственному самоутверждению. Именно на вере народа в себя и в свое будущее держится могущество государств. Все великие народы стали таковыми только потому, что сохранили непоколебимое самоуважение, веру в свою звезду, несгибаемую уверенность в своей исторической миссии и, в конечном счете, занятии почетного места в мировой семье народов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus