С началом спецоперации России по демилитаризации и денацификации на Украине проводить многовекторную политику, так любимую постсоветскими государствами, стало фактически невозможно. Наступило время, когда нужно определиться, на чьей ты стороне.
Этот выбор странам приходится делать под давлением. США откровенно говорили, что Государственный департамент и американские посольства работают с каждой страной с тем, чтобы она заняла явную антироссийскую позицию.
Результаты давления можно видеть по результатам голосования по резолюции о приостановке членства России в составе Совета по правам человека ООН. Характерно, что все страны Средней Азии проголосовали против. Однако всё не так радужно, как может показаться на первый взгляд.
Казахстан заявил, что присоединяется к антироссийским санкциям. Как это будет реализовываться на практике, пока никто не понимает. Казахстан является одной из ключевых стран Евразийского экономического союза. Разрыв торговых связей с Россией означает, ни много ни мало, самоубийство страны. Тем не менее это было заявлено. Вскользь, между строк при этом было сказано, что это решение было принято после того, как член британского парламента пригрозил Казахстану введением санкций. Видимо, угроза возымела действие.
Иная ситуация с Узбекистаном. Пока ему удается удерживать свой как экономический, так и политический суверенитет. Узбекистан в войне между Западом и Россией придерживается нейтральной позиции и соблюдает свои интересы. Он с удовольствием входит на рынок продовольствия России, замещая уходящие компании, переходит на торговлю с Россией в рублях. Эти действия Узбекистан, естественно, не афиширует.
События на Украине государственными СМИ Узбекистана почти не освещаются, политический истеблишмент придерживается нейтральной позиции, заявляя о необходимости решать все конфликты мирным путем. Если Россию такая политика Узбекистана устраивает, то Запад смотрит на это иначе.
Как Запад собирается добиться лучшей управляемости Узбекистаном, рассказал посол Великобритании Тим Торлоу 4 апреля в большом интервью. Торлоу сообщил, что он регулярно продавливает западную точку зрения на конфликт на Украине во время своих встреч с сотрудниками МИД Узбекистана.
«Каждая страна должна определить свой подход к этому, — сказал Торлоу, —Мы отдельно говорили об этом с министерством иностранных дел [Узбекистана]. У нас уже состоялись несколько разговоров и еще один состоится завтра, чтобы обсудить Украину и послушать мнения».
Кроме того, Торлоу прямо указал, что должен делать президент Узбекистана.
«Одно из хороших достижений президента Мирзиёева во внешней политике — построение честного диалога с президентом Путиным, — и я надеюсь, это используется, чтобы приватно донести реальные опасения Узбекистана о том, что происходит на Украине», — сказал Торлоу.
Торлоу, привычно придерживаясь в отношении Узбекистана менторского тона, описал свою точку зрения на состояние информационного пространства в Узбекистане.
«Честно говоря, [свобода слова] — это одна из тех сфер [в Узбекистане], в которых за последние пару лет скорее произошел откат назад», — разоткровенничался посол.
Торлоу перечислил «независимые» (читай «прозападные») СМИ республики, вспомнив при этом почему-то только издания gazeta.uz и kun.uz, и посетовал на «мерзкое» блогерское сообщество, обладающее своим собственным мнением и подвергающее остракизму журналистов этих изданий.
Здесь уместно обратить внимание на то, как ведут освещение конфликта на Украине упомянутые Торлоу издания. Если мы внимательно посмотрим на них, то увидим, что освещение конфликта производится через призму украинских или российских прозападных СМИ. Оба издания не чураются распространения украинских фейков и игнорируют их опровержение с российской стороны.
Торлоу откровенно рассказал, что давление на неугодные СМИ и блогеров с неугодным мнением будет оказываться через судебную систему.
По Тарлоу, узбекским гражданам нужно изменить свой менталитет, точнее — культуру.
«Мне кажется, в системе правосудия вам нужны люди, от судей до судебных клерков, которые будут действовать в интересах народа, общества, а не в своих собственных интересах. Это трудно осуществить, нужно менять культуру, это связано с тем, как нанимаются кадры, как проверяют их честность и добропорядочность. Разные проверки на благонадежность, которые потребовались бы в Великобритании, например», — заявил британский дипломат.
«Это уже внедряется. Агентство по противодействию коррупции работает над этим», — успокоил Тарлоу.
Как представитель британской империи, дипломат никуда не спешит, Британия привыкла работать вдолгую. Молодежь Узбекистана, очевидно, должна пойти в школы и вузы, переформатированные в соответствии с планами Великобритании.
Дипломат рассказал, как планируется переформатировать образование в нужном для Великобритании ключе. Сначала в школе, курируемой британскими структурами, будет воспитана и обучена небольшая группа «отобранных молодых людей», которые станут движущей силой реформы образования.
«Изменения требуют много времени. Трансформация системы образования требует по-настоящему много времени. Я думаю по щелчку пальцев или взмаху волшебной палочки вдруг получить лучшую школьную систему. Во-первых, нужно менять культуру. Старые способы преподавания, когда учитель стоит перед классом и читает лекцию, которую студенты должны записать и запомнить, больше не подходят для мира в XXI веке. Также нужно адаптировать и учебную программу, по-другому обучать учителей, нужно будет изменить менталитет учреждений, которые уже очень долго работают одним способом», — заявил Торлоу.
Читайте также:
Британия кардинально изменит систему образования в Узбекистане — Тим Торлоу
Официальные власти Узбекистана никак не отреагировали на откровенное интервью британского посла. Возмутился не чиновник, а директор аналитического центра «Маъно» в Ташкенте Бахтиер Эргашев. Он в достаточно резкой форме заметил, что Торлоу выходит за рамки дозволенного дипломатам его уровня.
Вслед за Торлоу поспешил американский посол в Ташкенте Дэниел Розенблюм, который дал еще более обширное интервью «Голосу Америки» (иностранное СМИ, признанное иностранным агентом). Он подробно описал внутренние проблемы Узбекистана, а также отметил, что общество республики находится под слишком сильным влиянием российских СМИ.
Описывая кратко выступление Розенблюма, можно сказать, что он дал понять, что знает болезненные точки Узбекистана, у него есть инструменты воздействия на эти точки и он воспользуется этими инструментами, если сочтет нужным. Иначе как мягкой формой шантажа это сложно назвать.
Результат на его интервью не замедлил себя ждать. Уже практически на следующий день в тех самых «независимых» онлайн-медиа, о которых проговорился британский посол, то есть на сайтах kun.uz и gazeta.uz, вышли критические статьи, которые по факту призывали к информационной войне с Россией.
На сайте gazeta.uz вышла статья журналиста Комила Джалилова под кричащим заголовком «Пока наши СМИ молчат, иностранные завладевают умами». Под иностранными подразумеваются, разумеется, не западные, а российские СМИ. Свое аутентичное мнение узбекский журналист предлагает формировать по рецептам BBC. Очевидно, что для журналиста из gazeta.uz британское СМИ, в отличие от российских, не является иностранным, поэтому нестрашно, если оно завладеет умами жителей Узбекистана.
Автор перечисляет список утверждений, с которыми предлагает бороться BBC: «Украина испокон веков была российской территорией». «Я не согласен с тем, что делает Украина». «Мы тоже подчиняемся России». «Там же люди погибали, из-за этого всё началось». «РФ на Украине не атакует мирных граждан». «Зеленский прикрывается народом». «То, что произошло в Буче, было постановкой».
Замечу, и BBC, и журналист не разбирают критически каждое из этих утверждений, они заранее объявляют их неверными и зовут на борьбу с ними! Естественно, как и у господина Торлоу, у автора во всем виноват народ, а точнее, незнание иностранных языков, нежелание искать альтернативные (то есть прозападные) источники информации, «проблемы с навыками критического мышления». Смысл понятен: неразумный народ нужно спасать от российских СМИ с помощью американских и британских.
«Постойте! — воскликнет читатель, — А как же собственное мнение?» В том-то и дело, что под собственным мнением предлагается мнение западных СМИ. То есть просто-напросто граждан Узбекистана предлагается подключить к оголтелой западной пропаганде, лишив надежды на получение объективной информации. Под лозунгом критического мышления предлагается некритически воспринять чужое мнение.
Надо честно признать, сохранять собственный суверенитет сложно. Узбекистану это пока удается. Два посла — британский и американский — дали совет, как его потерять. Следовать этим рецептам или нет — решать руководству страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus