Собеседник редакции констатировал, что ГКНБ превратился в «суперведомство», но нельзя говорить о высокой эффективности его работы.
Обеспечение безопасности глав государств всегда остается сложным и проблемным моментом в работе спецслужб. Террористы, экстремисты, политические противники и иностранные разведки — вот от кого может исходить реальная опасность первым лицам на «олимпе» власти.
Отметим, что в ряде государств, включая Россию, вопросами безопасности президента и еще ряда высокопоставленных политиков занимается отдельная спецслужба. Такая силовая структура ранее была и в Киргизии, но затем вошла в состав ГКНБ. По мнению киргизского эксперта Медербека Корганбаева, в республике необходимо провести существенные изменения в силовом блоке. В интервью редакции CentralAsia.news указал на необходимость создать новые спецслужбы.
Медербек, объясните, пожалуйста, о каких структурах идет речь?
В настоящее время в республике существует комплекс задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, борьбой с коррупцией и охраной рубежей. Для решения вышеуказанных проблем возникает потребность в образовании отдельных силовых структур, подотчетных президенту Киргизии.
Получается, сейчас силовики не могут эффективно выполнять свои функции?
Начнем по порядку. В конце 2020 года Погранслужба Киргизии вошла в состав ГКНБ. С весны 2021 года ситуация на границе с Таджикистаном резко осложнилась. Между пограничниками двух стран случаются инциденты. К сожалению, включение погранслужбы в структуру ГКНБ не оправдало себя.
Есть смысл снова сделать пограничное ведомство обособленным?
Пограничная служба сама по себе является крупным силовым подразделением, способным самостоятельно выполнять обязанности по охране государственной границы. Создание Государственной пограничной службы (ГПС) повысит в разы оперативность пограничных войск и позволит им в кратчайшие сроки принять требуемые меры в целях защиты государственной границы. Структура будет напрямую подчиняться главе государства.
Почему служба должна замыкаться именно на президента?
Приграничные споры невозможно решить путем конфликтов и гонкой вооружений, здесь нужно адекватное поведение представителей власти, проведение долгосрочных переговоров. Очень важно не допускать каких-либо враждебных и необдуманных заявлений с обеих сторон. Ключом в вопросах демаркации и делимитации границ является дипломатия, а не боевые беспилотники и бронированные машины. Внешнюю политику определяет президент. Я уверен, что МИД и ГПС сумеют вместе добиться реальных результатов и снизить напряжение между Бишкеком и Душанбе.
Какие еще государственные органы, по вашему мнению, нужно создать?
На сегодня ГКНБ является своего рода великаном в правоохранительной системе. На мой взгляд, будет разумным вывести из структуры комитета нацбезопасности Антикоррупционную службу (АКС) и преобразовать ее в отдельную Государственную антикоррупционную службу (ГАС) при президенте.
Зачем, почему опять делать подотчетной президенту?
Такой шаг снимает нагрузку с ГКНБ и коренным образом повышает статус антикоррупционного ведомства. Я считаю, что антикоррупционная деятельность должна находиться под контролем лидера страны. Формирование ГАС позволит расширить масштаб антикоррупционной работы, сделать службу абсолютно независимой и соответственно более эффективной.
У ГКНБ как говорится, своих забот хватает, это контрразведка, разведка, пресечение террористической и экстремистской деятельности, анализ и прогноз общественно-политической обстановки.
А третьей структурой, как я понимаю, должна стать служба охраны главы государства?
Очень важно преобразовать 9-ую службу ГКНБ в Службу государственной охраны при президенте.
Безопасность главы государства — один из ключевых элементов национальной безопасности. Мировой опыт показывает, что охрана первых лиц страны обеспечивается отдельными специальными службами, подотчетными исключительно президенту.
Подчинение президенту — минимизация риска заговора и ликвидации первого лица?
Служба безопасности президента — это мощный аппарат, по иерархии она стоит выше, , а остальные силовые структуры: армия, органы нацбезопасности обязаны взаимодействовать с президентской охраной. Служба охраны зачастую спасает президентов от переворотов. История доказывает, что никто из лидеров не застрахован от предательства собственной разведки или заговора военных. По этой причине главы государств создают президентские гвардии и отдельные охранные структуры. Нередки случаи, когда свою жизнь правители доверяли иностранцам. Это политическая и силовая страховка.
Иными словами, эффективность работы силовых ведомств при таком разделении станет выше, но президент будет крепче держать власть?
Тут несколько иначе. Создание в Киргизии трех вышеупомянутых структур существенно укрепит вертикаль власти. Президент получит на руки весомые инструменты, которые позволят ему сбалансировать силовой блок, существенно поднять значимость антикоррупционного органа и пограничной службы, обезопасить себя от каких-либо угроз.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования