В преддверии годовщины вывода американских войск из Афганистана США провели учения в Таджикистане с участием Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана и Монголии. Основная цель учений, конечно, не в урегулировании потенциального конфликта на афганской границе, а в поддержании американцами военных контактов. Однако именно #ОДКБ остаётся основным донором безопасности в регионе, а союзнические отношения с РФ остаются для стран Центральной Азии приоритетом. Об этом Ia-centr.ru побеседовал с Василием Кашиным, директором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.
– США недавно провели учения на территории Таджикистана. Таджикистан – член ОДКБ, насколько оправданно то, что эти учения проходят сейчас, в такой непростой международной обстановке?
– Учения такого рода проходят в регионе не впервые, они проводятся на протяжении многих лет.
Международная ситуация, действительно, сложная, но она, в данном конкретном случае, касается России. Ни одна страна ОДКБ, кроме Белоруссии, под нашими сегодняшними внешнеполитическими целями не подписывалась.
Страны – союзники по ОКДБ – никаких действий против нас не предпринимают, но и нарушать свои отношения с другими своими партнерами в угоду России не будут.
Это обычная для стран Центральной Азии многовекторная политика. И я думаю, что не стоит преувеличивать значимость прошедших учений.
– Однако Россия остается гарантом безопасности в регионе. Мы, фактически, наверное, последний форпост между государствами Центральной Азии и нестабильностью в Афганистане.
– Это так.
Однако при этом все страны ЦА проводят традиционную для средних и малых государств политику балансирования.
Все они параллельно поддерживают связи в военной сфере с Китаем. Таджикистан очень быстро развивает военно-технические связи с Ираном, Кыргызстан – с Турцией, у Узбекистана тоже активное военно-техническое сотрудничество с Китаем. Это данность их политики.
Россия не претендует на то, чтобы ограничивать их самостоятельность, и политику наших партнеров сложно считать каким-то враждебным действием в наш адрес.
Центральноазиатские государства смотрят на свое позиционирование: если учения проводятся на протяжении 18 лет, значит, вот именно сейчас взять и отказаться от сотрудничества с американцами – значит навлечь на себя санкции.
С другой стороны, страны Центральной Азии избегают и каких-то шагов, направленных против России.
Даже если мы говорим об учениях, речь идет об очень ограниченной численности американских военнослужащих – считанные десятки.
Скорее всего, эти учения устраиваются, чтобы сохранить связи с местными силовыми структурами и вооруженными силами. Это такой элемент военной дипломатии с американской стороны.
Поскольку США играют довольно важную роль для всех центральноазиатских стран (не потому, что у них есть с ними прямые связи, а потому что США – держатель мировой финансовой инфраструктуры), разрушать по своей инициативе отношения с американцами никто из них не будет, и менять формат отношений в сторону их понижения они тоже не станут.
Сотрудничество, которое с этими странами есть у США, совершенно несопоставимо с тем, что имеется у них с Россией.
– Однако многие страны Центральной Азии входят в ОДКБ. Не стоит ли пересмотреть обязательства стран – членов ОДКБ и ШОС в сторону какого-то более серьезного отношения?
– Что делает ОДКБ и ШОС очень привлекательными, почему туда пытаются многие вступить?
Мы не диктуем нашим партнерам, что они могут или не могут делать.
Кроме того, если говорить о ШОС, то тут идея как-то ограничивать государства – члены выглядит очень странно, потому что в ШОС входит Индия, которая одновременно состоит в Четырехстороннем диалоге по безопасности (QUAD) и регулярно проводит учения с американцами.
Мы должны реально смотреть на вещи. Прошедшие учения – не какой-то шаг против России, это обычная многовекторная внешняя политика. Страны региона сами себя довольно успешно контролируют и развивают. Я бы смотрел на эту ситуацию спокойно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus