Уже год у власти в Афганистане находится движение Талибан*. В мае 2021 года США начали вывод военного контингента из страны, и одновременно с этим талибы инициировали наступательную кампанию. К середине августа Талибан захватил Кабул и, соответственно, Президентский дворец, а сам президент Ашраф Гани бежал в ОАЭ. Действующая антиталибская оппозиция до сих пор предпринимает попытки контратак в северных провинциях страны, демонстрируя в медиа некоторые военные победы. Однако около 90% территории Афганистана остаются под контролем талибов.
Существуют разные мнения о том, как события в Афганистане повлияют на безопасность соседних государств. Так, некоторые эксперты указывают на то, что спустя год талибы не продемонстрировали намерений военного, политического или иного вмешательства в страны Центральной Азии. Более того, сами представители «Исламского эмирата Афганистан» публично выступают с заверениями об отсутствии угрозы для Узбекистана, Таджикистана и других соседей по региону. В то же время, многие специалисты настаивают на том, что Талибан всё же остается организацией, признанной экстремистской. В связи с этим и подходы к выстраиванию взаимоотношений с временным правительством должны быть соответствующими.
На этой неделе в ходе совещания министров обороны стран ШОС в Ташкенте глава Минобороны РФ Сергей Шойгу напомнил об эскалации рисков, связанных с Афганистаном, для стран Центральной Азии. Министр обороны России отметил ухудшение социально-экономической ситуации, процветание наркотрафика и трансграничной преступности в качестве дестабилизирующих факторов в регионе. По сообщениям министра, для обеспечения мер безопасности в Центральной Азии Россия повысит боеготовность военных баз в Кыргызстане и Таджикистане.
Стоит отметить, что этому заявлению предшествовало ухудшение ситуации на узбекско-афганской границе. Пограничные войска службы госбезопасности Узбекистана заявили о задержании 24 граждан Афганистана на территории острова Арал Пайгамбар на реке Амударья 21 августа. Несмотря на то, что обе стороны признали наличие нарушений, инцидент ожидаемо вызывает опасения в общественной среде Узбекистана.
Независимо от заявлений властей Афганистана, кризис в этой стране формирует множество региональных угроз. Прежде всего, согласно данным ООН, на территории Афганистана находятся около 10 тысяч боевиков различных террористических организаций. Каждая из них выстраивает отношения с Талибаном по-разному, а нынешний Кабул не может гарантировать полноценный контроль над боевиками десятков экстремистских объединений. Особую опасность представляют террористические организации, представленные выходцами из Центральной Азии. Многие из них изначально декларировали цели распространения своей идеологии на центрально-азиатские государства. Эти же экстремисты заняты формированием спящих радикальных ячеек в странах региона, которые с каждым годом всё больше демонстрируют готовность действий в условиях протестных настроений.
Кроме того, правоохранительные органы России и стран Центральной Азии фиксируют значительный рост наркотрафика. По данным ведомств, за год объемы вывоза наркотических средств из Афганистана увеличились в три раза. Лидеры талибов год назад обещали вести решительную борьбу с наркобизнесом, однако каких-либо успехов на этом поприще не демонстрируют. Эти события уже вынуждают соответствующие ведомства государств региона возобновить ряд антинаркотических программ.
В случае обострения ситуации в Афганистане под ударом окажется вся Центральная Азия. В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане риски раскрываются уже через общие границы с Афганистаном. Для Кыргызстана и Казахстана опасности несут возможные потоки беженцев. Опять-таки, события в регионе в нынешнем году показывают, что и точечные угрозы в виде спящих экстремистских ячеек способны дестабилизировать ситуацию в любой стране.
В связи с этим перед странами Евразии всё ещё стоят важные задачи по укреплению границ Центральной Азии. Для начала всем государствам предстоит выработать общую позицию по совместной защите границ, отношениям с талибами и прочим вопросам. Эти задачи распространяются не только на «центрально-азиатскую пятерку», но и на Россию, Китай, Пакистан и Индию. Единый подход обозначенных стран значительно упростит выстраивание связей с Талибаном с использованием конференциальных дипломатических инструментов. Отчасти, решение этих вопросов возможно при использовании наднационального инструментария ШОС. Участникам этого объединения важен мирный Афганистан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus