В кризисные периоды развития государства его граждане ищут то, что может сохранить единство страны и дать ей стимул для развития, ищут то, что является общей платформой для всех слоев общества, своеобразными скрепами и народа, и территории. Одной из таких субстанций является культура. О ее влиянии на государство журналист ИА «24.kg» беседует с известным кинематографистом и публицистом Эмилем Джумабаевым.
- То, что способно нас удержать, - это культура. Потому что в силу объективных причин Кыргызстан никогда не сможет стать самостоятельной политической единицей с развитой экономикой. Это объективная реальность. Вообще, в современном мире подлинно независимыми могут быть только страны или группы стран, объединенные в какие-либо союзные блоки, с населением не менее 200 миллионов человек. Государства с меньшим населением не могут быть подлинно независимыми и самодостаточными. Поскольку Кыргызстан - маленькая страна и, к сожалению, мы видим в каком она состоянии - политическом, экономическом, социальном, то о подлинном суверенитете говорить не приходится. Но де-юре мы все-таки независимая страна со своей территорией, небольшим народом, и нужно сохранить ее. Сделать это без культуры невозможно.
У кыргызов есть традиционная и современная культура, последняя была создана за годы советской власти. Но обе ветви национальной культуры уже разрушены.
- В каком смысле разрушены ветви культуры?
- Их неуклонно разрушает сама жизнь, подтачивает изнутри. Даже те обычаи и обряды, которые практикуются в народе (за исключением похорон и всего с ними связанного), - это чистая формальность, они уже выполняются без какого-то внутреннего понимания, духовной чуткости. А ведь чтобы традиционная культура была полноценной, нужно чтобы все бытие народа было организовано, как 100 или 200 лет назад. Но поскольку образ жизни кыргызов уже изменился, традиционная культура умирает. Если бы сейчас ожил такой человек, как Саякбай Каралаев, что бы он сказал о состоянии традиционной кыргызской культуры?
- И что же?
- Уверен, что он увидел бы гибель традиций, а если и соблюдение некоторых, то лишь формальное.
- А каково состояние современной культуры?
- Современная культура с уходом Чингиза Айтматова, с уходом людей старшего поколения - кинематографистов, художников, писателей, театралов, также исчезает вместе с ее носителями. Культура - очень широкое понятие, в нее входят и образование, и наука. Но она настолько истончилась, что как такового слоя уже нет, а есть лишь отдельные личности. Как, например, идешь зимой по полю, а там торчат отдельные былинки, а вокруг пустота.
- Подобное разрушение наблюдается только в Кыргызстане или это всеобщее явление?
- Разрушение культуры наблюдается во всем мире, даже в таких мощных цивилизациях, как Китай, Япония или Индия, они тоже весь ХХ век подвергаются деградации и энтропии, идущих с Запада. Но весь вопрос в том, насколько изначально мощной была культура. Например, китайскую очень сложно разрушить. Ей больше 5 тысяч лет, это уникальная письменность, великая культура мирового значения, мощнейшая империя, а вот такие маленькие страны, как мы, оказались беззащитны перед глобализацией. Как же нам защищаться? Только через поддержку и развитие культуры, а для этого необходима помощь государства. Именно в маленьких странах очень важна роль государственности. Потому что в больших богатых государствах есть меценаты, частные фонды, у нас же ничего подобного нет. Государство должно понимать, что без культуры невозможно существование самого государства. Наша власть бесконечно твердит, что нужно поднимать экономику, а кто будет ее поднимать? Естественно, люди. А чтобы люди поднимали экономику, у них должен быть сформирован соответствующий менталитет, какой-то нравственный уровень, а вот это как раз дает только культура. Без культуры невозможно поднять экономику, решать политические проблемы, защищать страну во всех смыслах. Посмотрите на наш парламент, послушайте, что они плетут, подумайте, почему все время происходят митинги, революции. Ну, конечно есть масса причин, и экономических, и политических, и социальных, но мы же видели, как произошли наши революции. Это тоже факт разрушения культуры, деградации общества.
- Вы говорите, что государство должно взять на себя ответственность за поддержание культуры, но каким образом конкретно?
- Культура - это не только традиции, это взаимоотношения людей, отношение их к труду, развлечениям, деньгам, государству, земле, к памяти. Скажем, в провинции, в айылах нужно всеми силами стараться сохранять традиционную культуру, патриархальное устройство семьи, где глава - муж, отец, поддерживать авторитет аксакалов, уважение к старшим и заботу о них. Нужно сохранять все те кыргызские обычаи и обряды традиционной культуры, которые еще живы.
И вместе с тем дать возможность молодежи получить достойное образование, насколько это реально в нашей стране. В городе, в частности в Бишкеке, замечаю вот такой процесс: молодежь, которая приезжает в столицу из провинции, немножко спекулирует тем, что лучше знает кыргызский язык и более-менее чтит традиции. Я считаю, что это результат недостатка у них современной культуры. Но у нас есть еще одна проблема - народ разделен, нет общей культурной базы, на которой можно объединить нацию, без деления на «городских» и «сельских», на Север и Юг. А пока этой базы нет, общество будет и дальше делиться и распадаться на фрагменты.
Люди зрелого и пожилого возраста, получившие образование еще в советское время, культурные, квалифицированные - это мощнейший ресурс, а выходцы из сел могли бы давать свежую кровь, новую энергию. Допустим, из села приезжает молодой человек, получает образование, закрепляется в городе, его дети и внуки уже будут носителями урбанистической культуры, по крайней мере, внешне (нам, увы, не до жиру!). Сейчас это происходит стихийно, но хотелось, чтобы этот процесс шел более цивилизованно, тогда всем было бы комфортно.
- В чем различие городских и сельских людей, приехавших в город?
- Многие сельчане ошибочно думают, что городской человек намного успешнее и развитее только потому, что он горожанин, и они стараются подражать ему во всем. Городской человек может быть «современнее» (на самом деле, развращеннее) по своим потребительским запросам, по обывательскому цинизму. А коренных, подлинных (по своей этике) горожан очень мало осталось, младше 35 лет - почти нет. Я не имею ввиду прописку, имею ввиду дух. Горожанин - это ведь прежде всего уровень культуры. Он всю жизнь занимается самообразованием, старается держать цивилизационную планку. Старается не деградировать, хотя в нашей стране с каждым годом делать это становится все труднее. А на бытовом уровне у горожанина нет, что называется, «понтов», он прост, естествен, самодостаточен, ироничен, живет сам и дает жить другим, ему нет нужды самоутверждаться внешне, а, значит, особое внимание придавать одежде, он лишен стадного инстинкта.
- Такая картина характерна только для нашего государства или для других тоже?
- Например, в Москве точно так же. Там настоящих москвичей, по сути, очень мало осталось. Меня отец знакомил с истинными москвичами. Это очень скромные, душевные, интеллигентные люди, и при этом подлинно светские, блестящие! Нынешние якобы «коренные» москвичи - это потомки советской «лимиты», то есть тех же гастарбайтеров, только славянского происхождения.
- Дайте определение слову «интеллигент».
- Интеллигентные люди всегда самокритичны к себе. Знают свои недостатки и достоинства. Это тоже вопрос культуры, у нас же сейчас ужасающий дефицит интеллигентности. Та среда, что была в советское время, сейчас исчезает. Еще не исчезла совсем, но к голосу этих людей абсолютно никто не прислушивается. Это большой минус для нашего общества, от этого оно дичает и погружается в варварство. Мы все время говорим, что кыргызы древнее всех народов, у нас есть величайший по размерам эпос «Манас», а у других ничего нет. И вообще, без кыргызов солнце не встает.
- Давайте поговорим о «Манасе». Что мы сделали для его популяризации?
- Да, мы все время говорим про наш великий эпос, и многие молодые меня спрашивают, почему те или иные народы не знают этого. А я им в ответ говорю, а вы знаете эпосы, допустим, скандинавских народов, читали исландские саги, «Эдду», «Песнь о Нибелунгах»? Нет. А почему они должны знать наш «Манас»? Мы сами должны продвигать наше достояние. Все помнят позорный для нас факт, характеризующий нашу власть и наше государство, когда заявку на внесение эпоса «Манас» в число Всемирного наследия подал Китай. Этим все сказано.
- А какую бы вы дали характеристику тем, кто сейчас называет себя интеллигенцией?
- Я вообще не слышал, чтобы сегодня кто-то называл себя интеллигенцией, наши политики предпочитают называть себя элитой. При этом они не имеют никакого отношения к элите.
- А кто элита?
- В Кыргызстане как класса или прослойки элиты нет, но есть отдельные люди, которых можно считать элитой общества. Возможно, они встречаются даже среди наших политиков. Для меня же представителями элиты являются те люди, которые неравнодушны к болям и язвам своей страны. У них есть идеальное видение своей страны, они способны конструктивно думать и работать на своем месте, для них благо отечества важнее личного благополучия. Вот так. Наши же колхозбаи непонятно на каком основании узурпировали понятие патриотизма. Одни вот «болеют за народ», а другие, по их мнению, почему-то нет...
Убежден, что настоящий патриот - это человек, который молча, не выскакивая на митинги, достойно делает свое дело. Государством его труд, как правило, оценен крайне низко. Это врач, преподаватель вуза, милиционер, инженер, писатель. Он и есть патриот. И, кстати, если человек хорошо образован, талантлив, пассионарен, - он и есть элита.
Вопрос вот в чем: в нашей стране элита не оформлена как авторитетный механизм (вроде масонской ложи), и у нее нет возможности влиять на положение дел в стране. Есть просто отдельные люди. К примеру, писатель, драматург, публицист Талип Ибраимов. Или алайский отшельник, замечательный писатель Кубат Джусубалиев. Ученый Эмиль Шукуров. Художник Сатар Айтиев.
- А что вы можете сказать о современной молодежи?
- Если под молодежью подразумевать людей от 18 до 30 лет, к сожалению, это действительно потерянные поколения. Потому что они родились в конце 80-х и в 90-е годы, формировались в очень тяжелое время, которое духовно еще не закончилось.
- В каком направлении надо двигаться молодежи?
- Единственно верный путь - это образование. Образование - от слова образоваться, становиться, получить и иметь человеческий образ. Этот процесс длится всю жизнь, ты всю жизнь становишься человеком. Мне кажется, сейчас молодежи кроме формального образования нужно сформировать в себе какой-то духовный стержень, который поможет сопротивляться глобализации, негативу. На молодежь буквально обрушился информационный террор, людям, даже зрелым, сложно дать отпор этому цунами информации, уметь в этом разбираться, не поддаваться манипулированию. Как правило, все молодые люди вечером сидят в Интернете, и информация наступает со всех сторон. Через два-три часа человек встает из-за компьютера с опухшей головой, в итоге никакого подлинного интеллектуального познания, человек просто устал, валится спать, и следующий день точно такой же. Разве это жизнь? Наша молодежь, и я это говорю без всякого пафоса, - и есть наше будущее, именно они через 20 лет придут во власть в широком смысле. И с такими мозгами, как сейчас, смогут ли стоять у руля? Если ситуация не изменится, то достойного будущего у нас не будет.
- И как же этим молодым людям, у которых ветер в голове, выработать тот самый стержень?
- Наше правительство одного не понимает: вкладывать ресурсы нужно прежде всего в человека. У нас же в целях какие-то абстракции - валовой национальный продукт, экономика и так далее. Для кого и чего все это делается? Для людей или для отчета в виде цифр? Нужно вкладывать в человека, образование, здравоохранение, другие системообразующие вещи. Надо повышать людям зарплату, пенсии. Вести такую политику, чтобы ободрять людей, не пудрить им мозги, говорить правду, пусть даже тяжелую. По большому счету, это и есть культура! А молодежь всегда перенимает стандарты и духовную атмосферу, царящие в обществе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus