Сейчас, когда в России объявлено о завершении мобилизации – самое время подвести итоги эмиграции россиян на фоне последних событий. Проблему массовой эмиграции из России в течение 2022 года обсуждают много, но системно явление не изучено. Его значение для РФ и соседних стран не стоит преувеличивать, ведь за неполный и непростой 2022-й более 540 тысяч человек выбрали российское гражданство, что перекрывает любые мыслимые потери от отъезда менее стойких граждан или мигрантов.
Однако проблему эмиграции 2022 года стоит просто изучить, как социальный феномен. Нужно оценить ее масштабы, состав, мотивы и последствия. Первая часть посвящена статистике миграции и основана на широком круге статистических данных.
Демографический разрез
Для начала: выявление всех форм эмиграции в массе человеческих потоков – поиск иголки в стогу сена.
За первое полугодие 2021 года из России выехало 6,7 млн человек (включая вернувшихся и выезжавших несколько раз за год), в 2019 году до введения ковидных ограничений – 21 млн человек. В 2022 году после их снятия – из страны выехало 8,4 млн человек, включая туристов, командированных, сотрудников транспортной сфере и проч.
Видно, что пассажиропотоки восстанавливаются, но большая часть поездок явно не имеет никакого отношения к политике, а уезжающие вновь возвращаются – и часто по несколько раз за год. Так, за первое полугодие 2022 года в Абхазию выехало более 1 млн россиян при постоянной численности населения в 240 тыс человек. (Здесь и далее опубликованные данные пограничной службы РФ). Естественно, эти поездки являются кратковременными и «маятниковыми».
Из общего потока можно выделить тех, кто регистрируется в России на длительное время или снимается с регистрации, по данным Росстата. Если брать статистику 2022 года, то с января по июль в Россию переехали 381 тысяча человек, а уехали 454 тысячи (то есть убыль -73,8 тыс).
Однако, во-первых, значительная часть уезжающих – иностранцы. Так, по данным Росстата, на Украину выехало 86 тысяч человек, 5 800 во Вьетнам, 2000 в Сирию, 1476 – в Афганистан. Очевидно, что речь не о россиянах, ищущих спокойное место, а о мигрантах – уехавших в неясной ситуации на историческую родину.
Во-вторых, поменялись не столько миграционные потоки, сколько сроки регистрации. Росстат фиксирует только регистрацию на 9 месяцев и более. Если же брать данные МВД о миграции, то мы видим скорей приток людей в Россию. За январь-сентябрь 2022 года на учет в РФ стали 12,7 миллионов человек и лиц без гражданства, против 9,2 млн человек за тот же период прошлого года. Оформлено 200 тысяч видов на жительство, а 542 тысячи получили гражданство (171 и 549 годом ранее).
Таким образом, общий анализ статистики не позволяет выявить признаки массового исхода жителей России. Общая статистика выезда достаточно скромная, и она медленно восстанавливается после пандемии, не достигнув даже 50% докризисного показателя.
Статистика МВД показывает, что иностранцы в России стали регистрироваться на более короткие сроки, чем годом ранее. Отклонение составляет 70-250 тысяч зарегистрированных на срок более 9 месяцев, что полностью компенсируется ростом общего числа зарегистрированных иностранцев на 3 миллиона человек.
Таким образом, эмиграция в России большого влияния на демографическую ситуацию не оказала – во всяком случае до сентября 2022-го. Тем не менее, дополнительный поток из страны имел место.
Сколько уехало за год?
В течение 2022 года вплоть до осени можно выделить 4 основных потока эмигрантов/уезжающих: сотрудники иностранных компаний в РФ, релоцирующихся за рубеж, лица, открывающие счета для обхода санкций, и, наконец, эмигранты, уезжающие из-за страха последствий конфликта на Украине и/или антироссийских взглядов.
Попытаемся отследить число эмигрантов по данным принимающих стран. Западное социологическое исследование российской эмиграции 2022-го, выпущенное в сентябре, выделило следующие основные принимающие государства – Турция, Грузия, Армения, Израиль, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Сербия, Черногория и страны Евросоюза. Другое исследование утверждает, что наиболее популярными направлениями являются Армения, Сербия и Узбекистан.
Армению, по республиканским данным, за январь-август 2022 посетили более 650 тысяч россиян, но не уехали назад к концу этого периода – только 35 тысяч. Власти также сообщали об открытии 30 тысяч счетов нерезидентов, среди которых, по их данным, не менее половины россиян. Однако значительная часть открытий счетов физлиц могла производиться в ходе короткого визита для обхода санкций, с последующим возвращением в РФ («карточные туры»). Пресса также сообщает непроверенные данные об открытии 1300 новых юрлиц россиянами.
В Сербию выехала, по данным российской стороны, 41 тысяча россиян. По сербским данным, 4 тысячи – запросили временный вид на жительство или его продление. СМИ сообщали о релокации в страну отделений некоторых западных компаний из России.
Еще примерно 4,3 тысячи человек получили разрешение жить и работать в Черногории, но это почти исключительно продление статуса прежних лет. В прошлом году в Черногории подобные разрешения были оформлены о более 6 тысяч россиян, а в этом году из России прибыло всего 110 новичков.
В Узбекистане доступны только данные о приезде 150 тысяч человек из России, в том числе местных граждан и россиян, позже вернувшихся в РФ. Местная пресса сообщает о релокации в республику 68 компаний и 5-6 тысяч россиян, преимущественно их сотрудников. ЦБ республики сообщал об открытии во втором квартале 2022 года 47 тысяч счетов иностранцами, преимущественно из России и Белоруссии, а также с Украины. Но, к сожалению, детализировать эти данные и выделить россиян сейчас невозможно, не говоря уже о разделении эмигрантов и участников «карточных туров».
Крупный приток российских мигрантов отмечен в Казахстане. За 9 месяцев 2022 года въехало и выехало из страны более полутора миллионов россиян. Но большая часть миграции была маятниковой. Сальдо или число россиян задержавшихся в республике на конец сентября составило – 20 тысяч человек. 74 тысячи россиян получали в РК ИИН (индивидуальные номера), позволяющие открывать счета и совершать сделки в обход санкций, возможно, в рамках «карточных туров». Также, по не проверенным данным, с января по октябрь было открыто 4429 юрлиц с долей российского капитала, а от 20 до 50 тыс россиян заключили трудовые договора в республике.
Аналогичная ситуация отмечалась в Кыргызстане: за 9 месяцев страну посетили 760 тысяч россиян, но 96% покинули ее, и к октябрю миграционное сальдо составило 30 тысяч человек. За январь-сентябрь 2022 года 1600 россиян подали заявления о получении кыргызского гражданства, а получили его около 600. По сообщениям СМИ, в республику переместила часть своих сотрудников компания Apple и некоторые иные.
В Евросоюз на 25 сентября приезжали более 1,3 млн россиян, но остались на момент окончания срока или уехали транзитом в другие страны – только 26 тысяч человек.
В Грузию с 24 февраля по 1 августа, по данным властей, прибыло 260 тысяч человек, а остались на начало августа 45 тысяч. Сообщают, что россияне приобрели 22,7 тысяч квартир и зарегистрировали 7 тысяч компаний, в основном, малых и средних.
Турцию, как крупный туристический центр, посетили, по данным национального Минтуризма, 3 миллиона человек. Однако данных о выезде из республики не публикуют. Дополнительно турецкая сторона лишь сообщает, что 4 900 россиян приобрели в республике жилье, что может указывать на подготовку к эмиграции. Если сопоставлять это с данными о приобретении недвижимости в Грузии, речь не более, чем о 10 тыс эмигрантов.
По данным Израиля, в страну из России эмигрировали с 24 февраля – 24,7 тысяч человек, а еще около 35 тысяч человек живут на его территории на различных основаниях, в их числе туристы и командировочные. Судя по сообщениям властей, порядка 6 тысяч человек подали заявку на гражданство или вид на жительство. Однако учитывая, что из России туда выехало всего 44 тысячи человек, минимум часть из этих людей – эмигранты прошлых лет, получающие сейчас статус в еврейском государстве.
Если есть какие-то направления миграции в страны дальнего зарубежья, которые мы пропустили, то они играют очень ограниченную роль. На что указывает, например, статистика заявок на покупку жилья за рубежом, где с большим отрывом лидируют Турция и Грузия, упомянутые выше.
ОАЭ пользуется слабой популярностью из-за высоких цен на недвижимость, и там богатыми россиянами преимущественно закупались активы для вложения средств. По сообщениям прессы, туда переехало всего несколько сотен человек в ходе релокации отдельных иностранных компаний.
Таким образом, можно констатировать, что максимальная оценка эмигрантов и пытавшихся эмигрировать с 24 февраля до конца сентября – 220 тысяч человек. В эту массу заведомо входит большое число лиц, совершивших маятниковые поездки и не связанные с эмиграцией, и это «статистический потолок».
Очень многие, эмигрировавшие из-за релокации своих компаний – вернулись на родину. В частности, 85% релокантов из ИТ-индустрии вернулись к маю, а июньский опрос эмигрантов из данной отрасли показал, что вернуться в Россию хочет почти половина из них. Рассказы возвращенцев показывают, что причина отказа от эмиграции – худшие условия работы, материальные потери и бытовые трудности.
Бойцы астанинского фронта
Второй волной эмиграции из России стало бегство желающих уклониться от мобилизации в армию. Ее отличительной чертой являлись широкое использование наземных путей и быстрый выезд в течение 10-20 дней. Это обусловлено целью уклонистов, как можно скорее сбежать из страны, и мгновенно возникшим дефицитом авиабилетов. Все прошло так быстро, что 3 октября в Казахстане начали фиксировать отрицательное сальдо миграции. В Евросоюзе миграционное сальдо стало отрицательным к 9 октября (-5,8 тыс за неделю).
Основными направлениями эмиграции стали: Евросоюз (через Финляндию и страны Балтии), Казахстан и Грузия. По ним есть достаточно подробная статистика национальных властей, из которой нужно лишь выделить обычные транспортные потоки, не связанные с миграцией.
В Казахстан, по данным МВД РК, с 21 сентября по 3 октября въехало 200 тысяч россиян, а выехало 147 тысяч. Из прибывших с 21 по 26 - 40 тысяч уехали в третьи страны: около 6 тысяч самолетами в дальнее зарубежье, прочие – по суше южные республики Центральной Азии. Таким образом, речь о примерно 93 (65,3 оставшихся и 40 убывших транзитом) тысячах мигрантов, что подтверждается данными Минцифры РК о выдаче 70 тысяч новых ИИН 21 сентября-3 октября.
Позже МВД РК заявило о 110 тысячах мигрантов из России, оставшихся в стране, из которых 91 тысяча – «мужчины мобилизационного возраста». Но докладчик явно путался в цифрах – заявленная им сумма «оставшихся» не отвечала исходным данным о выезде и въезде.
В Грузию, по данным республиканского МВД, с 17 по 26 сентября прибыло 78,7 тысяч россиян (35 тыс. после 21 сентября), а выехало в РФ и третьи страны 62,1 тысячи. То есть, речь максимум о 16 тысячах мигрантов, оставшихся в республике. Часть уклонистов поехала транзитом. Например, в Армению, куда, по данным республиканской прессы, добрались к октябрю еще +4 тыс россиян.
Евросоюз публикует понедельную статистику миграции из РФ. С 19 по 25 сентября в ЕС прибыло 65,9 тыс – выехало 48,2 тыс, с 26 по 2 октября – прибыло 52,9 тыс, а уехало 40 тыс. 3-9 октября, как упоминалось ранее, прибыло 25 тыс – выехала 31 тыс россиян. (Причем в случае отъезда речь именно о возвращении в РФ или Беларусь). Таким образом, 19 сентября-2 октября – в Европе прибавилось 30 тысяч россиян, въехавших главным образом через Финляндию и Эстонию.
Кроме того, есть сообщения об ограниченном использовании более экзотических направлений. Так в Монголии 21-29 сентября пытались продлить срок пребывания или получить ВНЖ около 1 тысячи россиян.
Известны из частных интервью и публикаций отдельные случаи отъезда в Сербию. Однако мониторинг эмигрантских чатов показал, что подавляющее большинство добиралось в Сербию не прямыми рейсами, а транзитом через страны Евросоюза и вошло уже в статистику мигрантов. Также сообщается о большом числе вылетов в Турцию прямыми рейсами, зарубежные аналитики говорят о до 32 тыс пассажиров, однако многие из них могут оказаться просто туристами «бархатного сезона», и было бы неверно записывать их в уклонисты.
Повторюсь, есть явные свидетельства «маятникового» характера миграции в сентябре. Как упоминалось выше, уже в первых числах октября ЕС и Казахстан сообщили об отъезде в РФ нескольких тысяч человек ежедневно.
На текущий момент оценить общую численность последней волны миграции – затруднительно. Можно лишь дать самые осторожные оценки: больше 300 тысяч эмигрантов в приведенную выше статистику уместить физически невозможно. Более или менее возможная оценка - 150-200 тысяч человек, включая уже вернувшихся, причем фактическое число, вероятно, еще ниже.
Численность эмиграции
Обобщим изложенное выше. Первая волна эмиграции, учитывая доступную миграционную статистику, не могла составлять более 350 тыс человек, куда включены все выезжающие, которые могли бы оказаться эмигрантами.
Более достоверная оценка до 160 тысяч россиян, которые уезжали в течение «первой волны». Однако не менее 30-50% из них вернулись в РФ до конца лета, либо разочаровавшись в новой стране, либо решив свои задачи, то есть открыв счет в ходе «карточного тура» или юрлицо для обхода антироссийских санкций. 30-40 тысяч россиян, как минимум, планировали остаться за рубежом на длительный срок, о чем говорят попытки приобрести жилье или иные подобные признаки.
Наиболее популярными направлениями стали страны СНГ – Казахстан, Кыргызстан, Армения и Грузия из-за свободного режима въезда, наличия русскоязычной среды и стабильных транспортных связей с Россией. К ним по популярности близко также направление Евросоюза, включая Финляндию и Балтию.
На численности мигрантов первая волна, видимо, почти не сказалась, а лишь изменила сроки регистрации в России в сложной ситуации 2022 года. Общее число иностранцев, зарегистрированных в РФ, наоборот существенно выросло к сентябрю.
Вторая волна, связанная с уклонением от мобилизации, была быстрее и короче, однако сопоставима по масштабам. В нее вошли до 150-200 тыс россиян, причем минимум в отношении 70 тыс есть указание на желание остаться за рубежом продолжительное время. Не исключено, что в эту волну могли входить «повторники», приехавшие в Россию после неудачной попытки, сделанной ранее.
Основными направлениями эмиграции стали Казахстан, Грузия и Евросоюз, куда уклонисты выезжали через сухопутные границы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus