В военном отношении Узбекистан стоит особняком от своих соседей. Ташкент сохранил и приумножил советское достояние в военном отношении, во многом усовершенствовав и улучшив свой потенциал, а главное, именно у военных Узбекистана имеется чёткая структура подготовки кадров, что качественно сказывается на боевой готовности республики.
Узбекистан граничит со всеми странами Средней Азии и к концу 2022 года практически урегулировал все спорные вопросы по государственной границе с сопредельными государствами. В плане безопасности имеет только две очевидные угрозы – это возможная экспансия с территории нестабильного Афганистана и появление очагов нестабильности у своих границ со стороны бывших советских республик.
Практически с момента распада Советского Союза власти Узбекистана обеспокоились вопросами безопасности, что немудрено. В соседнем Таджикистане начиналась Гражданская война, ситуация на юге Киргизии оставалась напряжённой, да и в самой республике на местах возникали проблемы с религиозными организациями. Ещё 6 сентября 1991 года президент РУз И.Каримов подписал указ о создании Министерства по делам обороны, а уже 14 января 1992 года было объявлено о создании Вооружённых сил республики. После расформирования Краснознамённого Туркестанского Военного Округа 30 июня 1992 года в состав вооружённых сил республики вошла большая часть сил и средств военного округа, вместе с учебными заведениями, речной флотилией и прочими объектами эксплуатации. Что примечательно, на конец 1991 года на территории бывшей Узбекской ССР было заскладировано порядка 2 тысяч танков, 1,2 тысячи боевых бронированных машин и 0,75 тысяч артсистем, выведенных из зоны сокращения вооружений по Договору ОВСЕ в 1989—1991 годах. Также именно в Узбекистане находились военные специалисты и штабы с опытом проведения военной операции на территории ДРА.
В настоящее время численность вооружённых сил республики доходит до 50 тыс. военнослужащих. В состав ВС входят сухопутные войска, Национальная Гвардия, войска ПВО и ВВС, специальные войска, пограничники и непосредственно органы военного управления. В стране действует смешанная система комплектации ВС РУз. Это военнослужащие срочной службы, военнослужащие контрактной службы, мобилизационный резерв и резерв ВС. Для многих молодых ребят армия является путёвкой в жизнь: Узбекистан одна из немногих стран СНГ, где при призыве на срочную службу образуется настоящий конкурсный отбор.
Для удобства управления войсками Узбекистан разделён на четыре военных округа: два оперативных и Ташкентское командование, Юго-Западный специальный — штаб в городе Карши, Восточный — штаб в городе Маргилане, Центральный — штаб в городе Самарканде, Северо-Западный — штаб в городе Нукусе, Ташкентский — штаб в столице республики городе Ташкенте. В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату армейская бригада - мотострелковая, танковая или десантно-штурмовая. Что примечательно, в особый период, при объявлении ЧС или военного положения командующие округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных на территории округа.
Военно-политическое руководство Узбекистана сохранило всю систему высших военных учебных заведений. В стране успешно функционируют Академия Вооружённых Сил, Военно-технический институт Национальной гвардии, Военный институт информационно-коммуникационных технологий и связи Министерства обороны, Таможенный институт Государственного Таможенного Комитета, Высшее военное авиационное училище, Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище, Академия Министерства внутренних дел и Институт Службы государственной безопасности.
Система обучения и подготовки военнослужащих поставлена на поток. Есть сержантские школы, без окончания курсов в которых сержантскому составу сложно рассчитывать на повышение по службе. Тактическая подготовка командиров находится на высоком уровне, что положительно сказывается на высокой боевой готовности и выучке личного состава в целом.
По укомплектованию военной техникой, по сведениям из открытых источников, Узбекистан имеет на вооружении преимущественно советскую и российскую технику. Это танки Т-62, Т-64Б/МВ и Т-72, боевые машины пехоты и десанта БМП-1 и БМП-2, БМД-1 и БМД-2, БРМ-1 и БРДМ-2. Манёвренность войсковых соединений поддерживается наличием в войсках бронетранспортёров и бронированных автомобилей типа советских БТР-Д, БТР-60, БТР-70 и БТР-80, российских БТР-82А и «Тайфун-К», американских бронеавтомобилей и бронетранспортёров RG-33, «MaxxPro Plus», «Cougar» и M-ATV, а также турецких бронетранспортёров EJDER. При этом у ВС РУз имеется более 50 единиц БТР-Д и 50 единиц самоходных авиадесантных миномётно-артилерийских установок 2С9 «Нона-С», что позволяет военным иметь потенциал для проведения широких десантных операций с прикрытием бронетехникой.
Противотанковое вооружение также преимущественно советского производства. На вооружении числятся 100-мм противотанковая пушка МТ-12, ПТРК «Фагот» и «Малютка». Реактивные системы залпового огня представлены более чем сотней единиц БМ-21 «Град», БМ-21 «Град-1» и БМ-27 «Ураган». Атакующую мощь закрепляют тактические ракетные комплексы 9K79 «Точка» или «Точка-У». В оборонительном плане на боевом дежурстве стоят ЗРК «HQ-9» - китайский зенитно-ракетный комплекс дальнего действия, предназначенный для поражения самолётов, крылатых ракет, вертолётов и прочих воздушных объектов.
Артиллерия ВС РУз также представлена преимущественно советскими образцами. Это и 2С9 «Нона-С», самоходно-артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация», 2С7 «Пион» и 2С5 «Геацинт-С». Буксируемые гаубицы Д-1, Д-20 и Д-30, буксируемые пушки 152-мм пушка 2А36 «Гиацинт-Б». Полковой миномёт «2Б11», 82-мм миномёт БМ-37, 2С12 «Сани», М-120 и дивизионный миномёт М-160.
Войска службы ПВО обеспечены такой техникой как 9К31 «Стрела-1», ЗСУ-23-4 «Шилка», С-75 «Двина», С-125-2МС-125М1 и «С-200», а также ПЗРК «Стрела-2». Непосредственно численность ПВО и ВВС составляет 7,5 тыс. человек. По данным «The Military Balance» в составе соединений находятся: 2 авиаполка на МиГ-29/-29УБ, 1 эскадрилья су-27/-27уб,1 бомбардировочный авиаполк Су-24, 2 штурмовые эскадрильи Су-25/-25БМ, 2 транспортных эскадрильи Ан-24, C295W, Ту-134, 2 вертолётных полка Ми-24, Ми-26, Ми-8, 1 вертолётный полк Ми-6/-6АЯ. ПВО: две зенитно-ракетные бригады и одна отдельная истребительная авиационная эскадрилья, на вооружении которых — зенитно-ракетные комплексы С-75, С-125, С-200, HQ-9 и семь истребителей Су-27/-27УБ.
Учитывая наличие разнообразной авиационной техники, в ВС РУз имеются на хранении и использовании различные высокоточные авиационные ракеты класса «воздух – воздух» или «воздух – поверхность», противорадиолокационные ракеты и тактические управляемые ракеты как советского, так и российского производства. В этой связи ВВС РУз могут качественно контролировать безопасность своего воздушного пространства и проводить при необходимости весь комплекс мер по поддержке наземных сил с воздуха, либо бомбардировки позиций вероятного противника.
Отдельно можно отметить силы специальных операции Узбекистана, ранее входившие в систему ГРУ ВС СССР и успевшие поучаствовать в боевых действиях на территории сопредельного Таджикистана в первой половине 1990-х годов. Данные силы способны проводить сложные и многоуровневые военные и диверсионные операции в тылу потенциального противника, захватывать стратегические объекты и командно-штабные пункты противника. Подразделение отмечается высокой боевой готовностью, выучкой и дисциплиной. Практически вся информация по данной группировке засекречена.
Непосредственно государственную границу с Афганистаном контролирует Амударьинская речная флотилия. Это формирование речных пограничных сторожевых катеров Комитета охраны государственной границы РУз или Военно-речные силы КОГГ РУз. Флотилия имеет в наличии речные бронекатера проекта 58150 «Гюрза» и артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель», а также прочие плавсредства, достаточные для контроля акватории на реке Амударья и выполнения функций по противодействию контрабанде грузов и наркотиков.
Ташкент ведёт военно-техническое сотрудничество со всеми сторонами, имеет выстроенные и сложившиеся отношения как с представителями Пентагона и НАТО, так и с военными коллегами из Пекина и Москвы. Учитывая ощутимый перевес образцов вооружения и техники советского и российского производства, выстраивает взаимовыгодные отношения с российской стороной. При этом узбеки и сами производят и ремонтируют часть вооружения и техники, даже выпуская собственного производства БПЛА гражданского и военного назначения.
При появлении угрозы безопасности страны Узбекистан способен нарастить количество сухопутных войск за счёт резервов. Что примечательно, резервы у вооруженных сил действительно сформированы и проходят периодическое обучение, в отличие от соседних государств, где большая часть аналогичных по характеру мероприятий проводится лишь на бумаге. В целом, при проблемной ситуации в своей зоне ответственности каждый военный округ может самостоятельно проводить комплекс мер по обеспечению территориальной целостности страны и отражению возможной агрессии. Имеющиеся силы и средства позволяют им вести широкий спектр действий. При необходимости Ташкент может отправить на поддержку необходимые силы железнодорожным или авиационным путем. Инфраструктурные возможности страны позволяют оперативно перебрасывать дополнительные силы и средства от одной части страны в другую практически без ограничений.
В конце можно отметить, что при появлении военной угрозы ВС РУз способны адекватно и своевременно дать отпор в любом направлении. Главное для этих целей у них есть: обученный и высококвалифицированный личный состав, что с лихвой восполняет некоторое технологическое отставание от соседей, допустим, в плане использования БПЛА и иных современных военных средств.
Можно констатировать, что у Узбекистана одна из мотивированных, технически оснащённых и сильных вооруженных сил в Среднеазиатском регионе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus