После победы на президентских выборах в Казахстане свой первый визит Касым-Жомарт Токаев нанёс в Москву. Первая поездка новоизбранного президента – знаковая. Ей традиционно уделяют особое внимание, по ней сверяют внешнеполитический вектор государства. Визит казахстанского лидера не стал исключением, хотя и был предсказуем.
Владимир Путин принял казахстанского лидера 28 ноября. Состоялся рабочий завтрак. Оба лидера приняли участие в XVIII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России.
Обращаясь к коллеге, российский лидер сказал: «Прежде всего хотел бы сердечно поприветствовать Касым-Жомарта Кемелевича… Хочу ещё раз поздравить его с убедительной победой на выборах и искренне пожелать успехов в осуществлении всех намеченных планов масштабных преобразований в политической, социально-экономической жизни страны».
К.-Ж. Токаев с официально зафиксированными 81,31% отданных за него голосов демонстрировал уверенность. Он также всячески подчёркивал свой конструктивный настрой на развитие плодотворного сотрудничества с Кремлём.
Особую важность визиту придаёт контекст противостояния пресловутого коллективного Запада с Россией. В этих условиях казахстанский лидер пытается продолжать «многовекторную» внешнюю политику, дабы не пережить повторение ситуации начала 2022 года. Тогда ключевую роль в стабилизации политической обстановки в Казахстане сыграла Россия, задействовавшая в спецоперации партнёров про линии ОДКБ.
Токаев неоднократно благодарил Путина за помощь в кризисной ситуации. При этом официальная Астана (недолго пробывшая Нур-Султаном) не отказалась от надежд быть полезной Брюсселю и Вашингтону, Анкаре и Пекину. Спокойная реакция последних на переоформление нового президентского срока Токаева свидетельствует о том, что эти вопросы еще до визита в Москву ему решить удалось.
Главным внешнеполитическим вектором Астаны остаётся российский. От него зависит не только политическая стабильность в Казахстане, но и вообще всё, включая транзит углеводородов.
Москва прекрасно понимает цену сохранения стабильности в Туркестане. Поэтому российские СМИ не акцентируют внимание на болевых точках казахстанских друзей и партнёров. Только в экспертном сообществе не забывают, хотя лишний раз и не проговаривают на публику отказ Казахстана признать Крым российским, как и воссоединение регионов бывшей Украины с Россией и многое другое.
В такой ситуации Токаев просто обязан предложить Кремлю нечто большее, чем дистанцирование от западных санкций, транзит и столь же банальный товарообмен. Обсуждение насущных вопросов осложняет наложенный им запрет на параллельный импорт, к которому правительство России прибегло вынужденно в весьма непростой ситуации. Российский бизнес не устраивает также размер реэкспортной маржи уважаемых казахстанских партнёров. Особенно чувствителен вопрос в импорте высокотехнологичных товаров, машин и оборудования.
Москва и Астана сходятся в позитивном взгляде на перспективу сотрудничества в рамках интеграционных объединений. Накануне визита Токаева в Москву прошла серия соответствующих мероприятий. В частности, по линии ШОС, СНГ и ОДКБ с участием глав государств и представительных делегаций. Они завершились обещаниями расширять и углублять не только экономическое сотрудничество, но и военное (в сфере безопасности).
Не только в диалоге с Астаной, но и с Минском, и другими «многовекторными» союзниками Москва предлагает более тесные кооперационные связи. Намерения подкрепляются готовностью российской стороны кредитовать реанимацию и развитие наукоёмких отраслей промышленности.
В частности, как сообщил 9 июня Александр Лукашенко во время переговоров с курским губернатором Романом Старовойтом, правительство РФ выделило $1,5 млрд на белорусскую электронику. Сбыт белорусской продукции видится на российском рынке и в продукции СП.
Аналогичные проекты предложены и казахстанским партнёрам, причём в нескольких отраслях. Их реализация ещё более свяжет не только субъекты хозяйствования постсоветского пространства, но и национальные экономики в целом. В итоге местные элиты будут менее мотивированы слушать побасенки про мнимые выгоды разворотов от Москвы, «кружевные трусики ЕС» и т. п.
Впрочем, игры a la Восточное партнёрство никогда не были свойственны Казахстану. Его политическое руководство в характерном восточном стиле предпочло не делать резких движений в публичной сфере. Поэтому, например, отказ от кириллицы в казахском языке растянулся на десятилетие. Токаев продолжает начатый Назарбаевым «поэтапный переход казахского алфавита на латинскую графику». Продолжается демонизация периода Российской империи и СССР в казахстанских учебниках и научно-популярной литературе, общественно-политической публицистике.
Гуманитарная сфера евразийской интеграции – отдельный большой блок проблем. Очевидно, сейчас к нему подступаться считают несвоевременным ни Астана, ни Москва. Однако он со временем напомнит о себе – как в случае с Украиной, которая торговала с Россией ещё более активно и прибыльно. Такое предостережение справедливо и в отношениях Москвы с другими партнёрами по ЕАЭС, ОДКБ и т. д.
Учитывая деликатность ситуации, осложнённой войной Запада против России, В. Путин во время переговоров с К.-Ж. Токаевым сразу же констатировал: сейчас «прежде всего, конечно, речь идёт об экономике, потому что это основа всех других наших успехов по всем направлениям». Президент РФ указал на продолжающийся в нынешнем году рост двустороннего товарооборота, отметив: «Мы работаем и по традиционным наших направлениям, по высокотехнологичным сферам, что чрезвычайно важно для перспективы».
К.-Ж. Токаев в свою очередь снова поблагодарил В. Путина за политическую поддержку и подчеркнул: «Для Казахстана Российская Федерация была и остаётся основным стратегическим партнёром, государством, с которым нас связывают глубинные взаимоотношения в самых разных отраслях».
Указав на «солидные основы для того, чтобы двигаться дальше», лидер Казахстана заявил: «Очень большие планы в отношении присутствия российского капитала в нашей стране. Я как глава государства и моё правительство будем делать всё возможное для обеспечения этого присутствия на постоянной основе – естественно, с точки зрения взаимовыгодности».
По мнению Токаева, «всё, что есть в международном сотрудничестве как таковом, в глобальном масштабе, – всё это находит своё отражение и присутствует в наших двусторонних взаимоотношениях». При этом он сделал важный акцент: «Но в то же время нужно смотреть вперёд, и именно с этой целью я приехал сюда».
Оба лидера демонстрируют позитивный, конструктивный настрой в решении непростых вопросов как двусторонних отношений, так и международной повестки дня. Этот настрой нашел свое полное отражение в декларации, принятой в ходе визита К.-Ж. Токаева в Москву и приуроченной к 30-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus