Таджикское информагентство «Азия-плюс» 19 января сообщило о возобновлении представительством МВД России приема граждан для участия в программе переселения соотечественников. Ее участниками в Таджикистане, где русских и вообще славян почти нет, может быть только коренное мусульманское население республики.
Число выходцев из Таджикистана, получающих российские паспорта, все последние годы устойчиво растет. Причем Таджикистан по этому показателю на порядок опережает другие республики Средней Азии, включая те, где до сих пор проживает гораздо более многочисленное русское население. Если в 2017 г. российские паспорта получили 29 тыс. выходцев их Таджикистана, то в следующем, 2018 г. – 35 тыс., а в 2019 г. уже 44,7 тыс., или в полтора раза больше.
В дальнейшем, несмотря на эпидемию COVID-19, выдача российских паспортов лишь увеличивалась. Так, в 2020 г. гражданами России стали 63,4 тыс. таджикистанцев, в 2021 г. – 103,7 тыс., за январь-сентябрь 2022 г. уже 119,6 тыс. чел. Темпы роста получения гражданства выходцами из этой республики оказались феноменально высокими. Так, за 2021 г. количество таджикистанцев, получивших российские паспорта, оказалось в 3,5 раза больше, чем в 2017 г., а только за январь-сентябрь 2022 г. – уже в 4 раза.
По объемам натурализации (получения гражданства) своего населения в России Таджикистан превосходит Киргизию, Туркмению и Узбекистан, вместе взятых. Небольшое отставание от них наблюдалось лишь в 2017 г., когда гражданство РФ получили 29 тыс. таджикистанцев и 32,8 тыс. граждан трех остальных среднеазиатских государств. Однако в последующие годы оно было быстро ликвидировано. В общей сложности за 2017-2022 гг. российские паспорта получили 224,2 тыс. граждан Киргизии, Узбекистана и Туркмении и 396,2 тыс. таджикистанцев, вдвое опередивших своих соседей по региону.
Странность заключается в том, что в Таджикистане по переписи 2009 г. насчитывалось всего 35 тыс. русских, количество которых в силу естественной убыли к настоящему времени, по-видимому, сократилось до минимума. При этом в трех остальных странах Средней Азии проживает примерно 1 млн русских - около 700 тыс. в Узбекистане, более 300 тыс. в Киргизии и несколько десятков тысяч в Туркменистане, по которому официальная этническая статистика отсутствует.
По натурализации своих граждан в России Таджикистан заметно опережает и Казахстан, где, по данным переписи населения 2021 г., проживает около 3 млн русских. За шесть лет гражданство России получили 260,8 тыс. выходцев из Казахстана, что в 1,5 раза меньше соответствующих показателей по Таджикистану. Причем абсолютное большинство из них являются этническими русскими. Примечательно и то, что количество натурализованных в России выходцев из Казахстана на протяжении 2017-2021 гг. оставалось стабильным, варьируя в пределах от 40 до 50 тыс. и составляя в среднем 46 тыс. чел. в год. По Таджикистану же показатели постоянно росли, ежегодно увеличиваясь более чем на треть. В результате число таджикистанцев, получивших российские паспорта, в 2020 г. оказалось больше, чем казахстанцев, на треть, а в 2021 г. – уже вдвое. Максимальной эта разница оказалась по итогам девяти месяцев 2022 г., когда гражданство России получили всего 31 тыс. выходцев из Казахстана и почти 120 тыс. таджикистанцев, т. е. в четыре раза больше.
«Конкурировать» с Таджикистаном по натурализации своего населения в России может лишь Украина, которая последние восемь лет существует в состоянии перманентного военного конфликта. Но даже в таких условиях число выданных жителям бывшей УССР российских паспортов вовсе не выглядит слишком высоким. В 2017-2018 гг., например, они в среднем получали всего 84 тыс. паспортов в год. Резкий рост начался с 2019 г., когда было принято решение о предоставлении российского гражданства жителям Донецкой и Луганской народных республик. В 2019 г. число выданных гражданам Украины российских паспортов составило почти 300 тыс., в 2020 г. – 410 тыс., а в 2021 г. – 376 тыс. Но большинство паспортов выдавалось на территории самих народных республик Донбасса и отнюдь не означало физическое перемещение их получателей на территорию России. А в январе-сентябре 2022 г. число выданных гражданам Украины паспортов упало до 260,5 тыс.
Одним из главных каналов получения гражданства РФ как раз и является госпрограмма переселения соотечественников, позволяющая оформлять его в упрощенном порядке. Благодаря наличию между двумя странами соглашения о двойном гражданстве получатели российских паспортов могут не выходить из гражданства Таджикистана. Ни одна другая страна СНГ таких соглашений с Россией не имеет, а потому столь стремительных темпов числа обладателей российских паспортов не демонстрирует. Активизации спроса на них также способствовало расширение в 2019 г. круга родственников, которые могут претендовать на гражданство РФ, от супругов и детей до родителей, братьев и сестер и их детей. По подсчетам Н.А. Мязина, в семье с тремя детьми за 10 лет благодаря механизму упрощенного получения гражданства без учета бабушек и дедушек его могут получить 86 родственников и свойственников, а за 20 лет с учетом двух поколений – 758 чел.
Вторым таким фактором стало введение в 2018-2022 г. пособий на детей из малообеспеченных семей в возрасте до 17 лет. Их активными получателями стали новые граждане, которые, имея многодетные семьи, работают неофициально, что позволяет им претендовать на получение пособий.
Следствием такой политики стал резкий рост численности среднеазиатских диаспор, особенно заметный в наиболее привлекательных для них регионах. Так, в Калужской области численность этнических таджиков в период между переписями 2010 и 2021 г. выросла более чем в 9 раз (с 2 до 18,7 тыс. чел.), а второй по численности этнической группы Таджикистана – узбеков – в 4,5 раза (с 2,6 до 12,1 тыс.). Их небольшое на фоне области с населением 1,1 млн чел. число не должно вводить в заблуждение, поскольку перепись отражает лишь сведения о тех, до кого смогли добраться переписчики.
По словам члена Совета по правам человека при президенте России Кирилла Кабанова, озвученным им 17 января в эфире радиопрограммы «Разное время», в Обнинске – наукограде с населением около 120 тыс. чел., почти треть населения уже составляют выходцы из Средней Азии, «немалая часть» которых уже обзавелась российским гражданством. В результате социальная инфраструктура города не справляется, заметно ухудшилась криминогенная ситуация, ученые из города уезжают, квартиры дешевеют, а скупающих их мигрантов становится все больше.
Крайне тревожным симптомом является увеличение числа совершенных мигрантами на территории России преступлений. По данным председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина, в 2022 г. оно оказалось на 10% больше, чем в 2021 г. Существенную часть преступлений составляют тяжкие и особо тяжкие. Причем данные по преступлениям тех выходцев из стран ближнего зарубежья, которые успели получить российские паспорта, в эту статистику уже не попадают.
Продолжение массовой раздачи российского гражданства в недалеком будущем наверняка приведет к возникновению серии кризисов и в других привлекательных для мигрантов регионах. Наиболее вероятным кандидатом на эту роль является Московская область, в отдельных районах которой черты миграционного кризиса наблюдались уже в 2021 г. Темпы роста числа выданных уроженцам Таджикистана российских паспортов свидетельствуют о том, что их возникновение является лишь вопросом времени.
Правила комментирования
comments powered by Disqus