В рамках Евразийского экономического союза за последний год наметилось множество позитивных моментов, которые свидетельствуют о продолжении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Главными инициаторами происходящего стали Белоруссия и Россия, которые, сумев преодолеть различные противоречия, сделали настоящий рывок в двусторонних отношениях. По сути, развитие Союзного государства стало серьезным образом определять то, что сегодня происходит в общей евразийской интеграции, отражаясь на всех ее участниках.
Одним из показателей этого представляется ситуация в сфере транспортной логистики, где одним из серьезных вопросов являются каботажные перевозки. О необходимости приведения транспортной отрасли всех участников ЕАЭС к единому знаменателю стороны говорят не первый год. Для большинства стран объединения данная тема является одной из краеугольных в процессе развития национальных экономик. В первую очередь, речь идет о Белоруссии, которая всегда обладала колоссальным транзитным потенциалом, а потому болезненно реагировала на любые ограничения в данной сфере.
Особое внимание данному вопросу в Минске стали уделять после введения Западом против республики различных ограничений, которые коснулись и сферы перевозок. Как известно, после начала специальной военной операции Евросоюз запретил белорусским и российским автоперевозчикам работать на территории ЕС, что значительно ухудшило их положение. В этой связи белорусы стали искать новые направления для своей работы, переориентировавшись на рынок России и страны Центральной Азии. Поэтому Минск и стал одним из главных инициаторов решения вопросов о каботажных перевозках, которые должны позволить белорусским транспортным компаниям свободно работать в России и в перспективе в иных странах ЕАЭС.
Необходимо напомнить, что каботажные перевозки по своей сути означают выполнение иностранным перевозчиком транспортных услуг на территории другой страны, в которой находятся места погрузки и выгрузки товара или людей. В большинстве государств мира, в том числе и в ЕАЭС, для осуществления подобных перевозок, если они разрешены, необходимо специальное разрешение, без которого транспортировка становится незаконной. Такое положение никогда не устраивало большинство стран Евразийского союза, а одной из основных проблем в данном вопросе всегда была позиция России.
Не секрет, что именно РФ является стержневым государством ЕАЭС, имеющим в том числе и самый большой в объединении парк транспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок. Считается, что полное открытие российского рынка для перевозчиков из других стран может поставить в довольно затруднительное положение местные компании, которым придется усиленно конкурировать с организациями других участников Союза. При этом для перевозчиков из Армении, Белоруссии, Киргизии или Казахстана либерализация перевозок, наоборот, станет благом, так как внутренние объемы в этих странах куда ниже, чем на российском направлении и внутри РФ.
Более того, многие аналитики указывают, что из-за существующих особенностей национального законодательства стран-участниц ЕАЭС транспортные компании не из России уже имеют возможность дешевле приобретать транспорт, платить более низкую заработную плату и пользоваться внутренними льготами и преференциями, тем самым снижая цену на перевозки. Все это и вызывает определенное недоверие со стороны российских транспортных компаний относительно необходимости снятия запретов на каботажные перевозки.
Вместе с тем есть вопросы и к другим участникам рынка. Например, в Казахстане действует правило, по которому не допускается доставка грузов, если в процессе перевозки за пределами страны была выполнена перецепка или перегрузка на транспортное средство, зарегистрированное не в стране первого перевозчика. Как известно, после введения весной 2022 года санкций против Белоруссии и России перевозки между этими странами и ЕС осуществляются именно по такой схеме. Поэтому летом прошлого года транспортные ведомства России, Белоруссии и Казахстана договорились о временных послаблениях, однако лишь до 1 января 2023 года. В марте этого года Казахстан снова разрешил работать по прежней схеме, но только россиянам. При этом чуть раньше казахстанские власти запретили белорусским и российским компаниям переоформлять фуры на казахские номера. Вместе с тем и в Астане, и в Бишкеке и в Ереване, и в Минске, и в Москве прекрасно понимают, что данный вопрос необходимо решать, и делать это нужно на наднациональном уровне.
Разговоры о выработке правил каботажных перевозок в ЕАЭС идут с 2015 года. Тогда между странами объединения была утверждена программа по либерализации взаимных перевозок, которая предусматривала возможность осуществления свободного каботажа внутри ЕАЭС с 2020 года. Однако этот вопрос так и остался нерешенным, хотя некоторые подвижки все же были достигнуты, как не сложно догадаться, в белорусско-российских отношениях. Так, с 2016 года белорусским перевозчикам разрешили работать на территории Брянской, Псковской и Смоленской областей (кроме перевозки опасных грузов) в попутном направлении в Белоруссию после завершения международной автомобильной перевозки на территории РФ. Этот шаг стал одним из первых на пути практической реализации достигнутых ранее договоренностей, как и то, что в Белоруссии сделали определенные послабления и для российских перевозчиков.
В частности, в рамках III этапа либерализации каботажных перевозок (с 01.01.2020 по 31.12.2024 г.) россиянам разрешили выполнять одну каботажную автомобильную перевозку грузов между пунктами, расположенными на территории Белоруссии, в попутном направлении в государство регистрации транспорта. Правда, и в этом случае необходимо соблюдать множество бюрократических тонкостей, но факт остается фактом – Минск продемонстрировал свою готовность к более масштабной работе как минимум в рамках Союзного государства.
Каботажные перевозки неоднократно становились темой разговоров президентов Белоруссии и России, а также многочисленных встреч правительственных групп двух стран. Однако вопрос продолжал оставаться нерешенным вплоть до начала СВО и введения против РФ беспрецедентных санкций со стороны Запада. Только после этого в России началось серьёзное движение, которое вылилось в появлении в конце прошлого года закона, разрешающего автомобильным перевозчикам из стран ЕАЭС выполнять внутрироссийские грузоперевозки с 1 марта 2025 года.
В частности, для компаний из стран Союза разрешенными станут только грузовые внутрироссийские перевозки (за исключением опасных грузов) и возможно будет осуществлять до трех последовательных каботажных грузоперевозок на одном и том же транспортном средстве. Контроль за этим будет осуществлять Ространснадзор, который должен выдавать соответствующие разрешения. Конечно, данный закон не открывает полностью Россию для стран ЕАЭС в сфере каботажных перевозок, однако является серьёзным шагом на пути либерализации транспортных отношений внутри Союза. И, что немаловажно, решение Москвы говорит о том, что российская сторона намерена решить существующую проблему сразу и на уровне всего объединения, что было поддержано и в Минске.
В частности, в конце марта - начале апреля между Белоруссией и Россией состоялось несколько встреч рабочих групп, где обсуждался вопрос всей транспортной отрасли Союзного государства. В результате Минск и Москва пришли к общему пониманию, что по вопросу автомобильных каботажных перевозок необходимо двигаться в формате Евразийского экономического союза. Как заявил белорусский посол в РФ Дмитрий Крутой, в данном случае принятый Россией закон вполне устраивает Минск и «мы здесь уже не будем ломать копья». При этом в области иного транспорта обе стороны приняли более радикальные решения, которые только на руку белорусской стороне.
Так, ранее было подписано соглашение по каботажным перевозкам водным транспортом, которое с декабря прошлого года разрешило судам под белорусским флагом совершать перевозки по рекам России. Кроме того, ожидается решение и по так называемому инвестиционному каботажу, когда белорусская техника, участвующая в инвестпроектах в РФ, сможет беспрепятственно перемещаться по российской территории. В то же время в Минске не скрывают, что все еще надеются решить вопросы с автомобильным каботажем до конца текущего года, так как от этого во многом зависит вся транспортная отрасль республики, оказавшаяся отрезанная западными санкциями от европейского направления. По мнению белорусских специалистов, получение разрешения на каботажные перевозки в РФ увеличит выручку республики от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта на 4% и повысит общую рентабельность перевозок.
В конечном счете принятие любых решений, связанных с транспортной сферой в рамках ЕАЭС, будет положительно сказываться как на процессе евразийской интеграции, так и на состоянии экономик стран-участниц объединения. Это, несмотря на ряд опасений, признают все государства Союза, которые принципиально согласны с необходимостью создания максимально свободных условий работы на всем постсоветском пространстве. Поэтому вполне вероятно, что вопрос с каботажными перевозками, как ряд иных проблем сопутствующего характера, удастся решить до 2025 года.
Правила комментирования
comments powered by Disqus