Сегодня система мирового порядка находится в состоянии турбулентности. Глобальное переформатирование мироустройства затронуло практически все сферы – безопасность, политику, экономику, и даже культурно-гуманитарное направление. Естественно. Что такая ситуация провоцирует и изменения внутри каждого отдельного государства. Страны вынуждены пересматривать свои стратегии, как в экономике, так и во внутренней и внешней политике.
Вопросы, касающиеся внешнеполитических приоритетов Кыргызстана в контексте переформатирования геополитической и геоэкономической ситуации в мире, обсудили участники круглого стола «Внешняя политика КР в 2023: между санкциями и нейтралитетом», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Открывая дискуссию, директор Центра – политолог Игорь Шестаков напомнил, что в нынешнем году Кыргызстан председательствует в СНГ, в связи с чем ы Бишкеке запланирован ряд мероприятий, в том числе, с участием высшего руководства стран Содружества.
- Наша республика имеет свое видение относительно того, как расширять взаимодействие в СНГ, отмечая, что важным аспектом в этом плане является экономическое сотрудничество, в котором одну из ключевых ролей продолжает играть Россия, - отметил эксперт.
Он пояснил, что в прошлом году товарооборот между РФ и странами СНГ составил $100 млрд, из которых $42 млрд приходятся на входящие в СНГ страны ЦА. Этой ситуацией крайне «не доволен» коллективный Запад, в частности США – Вашингтон угрожает центральноазиатским государствам вторичными санкциями за поставки их продукции в Россию. Вместе с тем «гегемон» пытается ограничить взаимодействие стран региона и с Китаем.
- При этом очевидно, что один из ключевых инструментов сотрудничества с Западом – Всемирная торговая организация (ВТО) – в условиях санкций стала лишь номинальным и практически недееспособным объединением, - добавил И. Шестаков.
Как отметил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, Кыргызстану в нынешней ситуации необходимо сосредоточиться на региональных экономических объединениях, в которых он состоит. Это касается в первую очередь ЕАЭС.
- Участие в Евразийском экономическом союзе – это большой плюс для нашей республики, потому что наша экономика ориентирована преимущественно на страны, которые входят в данное интеграционное объединение. В мае – 8 и 9 числа – президент КР Садыр Жапаров посетит Москву. Данный визит имеет большое значение для двустороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, поскольку глава государства едет не только для участия в Параде Победы, но и в первую очередь для того, чтобы защитить наши национальные интересы, - уверен спикер.
Он еще раз подчеркнул, что в интересах Кыргызстана продолжать сотрудничество со странами, которые имеют с ним тесные экономические связи и состоят в одних союзах. При этом республика должна выполнять принятые в рамках данных объединений обязательства.
- Если в контексте СВО встанет вопрос о том, что Кыргызстан должен занять ту или иную сторону, я думаю, мы не должны будем менять свою изначальную позицию и вставать на чью-то сторону – нужно сохранять нейтралитет по данной ситуации. Но при этом мы должны продемонстрировать политическую волю и продолжить выполнять свои обязательства в рамках интеграционных объединений, членами которых является наша страна, - выразил свое мнение эксперт.
Касаясь вопроса вторичных санкций, он выразил мнение, что если они будут применяться, то в большей степени коснутся Казахстана.
- Республика Казахстан не только непосредственно граничит с Российской Федерацией, но и имеет с ней куда более обширные экономические связи, в том числе в сфере высоких технологий, чипов и т.п. продукции, которая используются в военной промышленности. У Кыргызстана же возможностей поставлять в Россию такого рода товары на сегодняшний момент нет, - пояснил Б. Курамаев.
Несколько иное мнение относительно нейтралитета Бишкека высказала депутат V созыва ЖК КР, общественный и государственный деятель Жылдызкан Джолдошова. Она напомнила, что Россия является стратегическим партнером Кыргызстана, и этот факт должен быть определяющим во внешнеполитическом курсе страны.
- Стратегический партнер – это важнее всего, поэтому при определенных обстоятельствах многовекторность – это может быть и не плохо, но в нынешней ситуации у нас должна быть четкая позиция, основанная на том, что взаимодействие со стратегическим партнером является приоритетом в нашей внешнеполитической деятельности, - подчеркнула спикер.
Она отметила, что двойная игра во внешней политике ни к чему хорошему не приведет.
- Если мы позиционируем себя честным и порядочным партнером и рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество, то мы должны вести открытую внешнюю политику. Я, как политик считаю, что во внешнеполитической деятельности должны быть четкая позиция и принципы. Если мы говорим, что РФ – наш стратегический партнер, мы не должны ущемлять русский язык. У нас в Конституции написано, что он является официальным языком в Кыргызстане. Если мы говорим, что Россия – стратегический партнер, то когда в ООН рассматривался вопрос относительно конфликта на Украине, мы должны были показать, с кем мы, - поделилась мнением экс-депутат.
Вместе с тем она подчеркнула, что если Россия не хочет потерять Среднюю Азию, она также должна относиться к странам региона как к равным партнерам.
- Россия не должна потерять Среднюю Азию – мы независимые государства, но при этом мы всегда опираемся на нее. И у российской стороны тоже должна быть четкая позиция в этом вопросе. Ни в коем случае она не должна играть между странами региона ни в политическом, ни в экономическом, ни в каком другом плане, - подчеркнула спикер.
При этом она подчеркнула, что Россия не только великая держава – она играет важную роль в мировом сообществе.
- Путин молодец, я его поддерживаю, потому что иначе никак нельзя было решить ту ситуацию, которая сложилась за последние годы, - добавила Ж. Джолдошова.
В рамках круглого стола было отмечено, что Москву практически вынудили принять решение о проведении специальной военной операции на Украине. СВО, по сути, стала адекватным ответом на провокационную деятельность Вашингтона и его союзников в отношении России, которая приняла меры по защите русскоязычного населения, а также своей территориальной целостности, руководствуясь уставом ООН.
Вместе с тем эксперты обратили внимание, что на протяжении длительного периода коллективный Запад поддерживал радикальных националистов, которые в итоге заняли ключевые посты в органах государственной власти, силовых структурах, учреждениях образования и культуры Украины. Также были высказаны опасения, что американцы способны использовать в странах ЦА уже апробированную на украинцах методику для смещения неугодных им правительств.
По словам военного эксперта Нурлана Досалиева, сейчас на Украине – на границе двух миров – западного и восточного – Россия защищает в том числе и Центральную Азию.
- Если вся эта коллективная западная масса придет к нам сюда, нам мало не покажется. Чтобы понять, что нас ждет достаточно посмотреть на Афганистан. В последние несколько недель Зеленский ждет от НАТО технику, но они ему ее не дают, потому что они понимают, что эта война ими проиграна, и следующая битва будет уже у границ блока НАТО. Следующим этапом после того как закончится СВО, а Россия, я уверен, победит, будет этап восстановления социальной справедливости, и нашим экономистам, юристам и т.д. нужно думать, какое место займет Кыргызстан в этих новых условиях. Какова будет наша роль в реалиях будущего. Мы должны прийти к полной поддержке России и пониманию, что мы жили в одном экономическом и идеологическом пространстве, и будем жить дальше, - отметил спикер.
Он напомнил, что Кыргызстан вошел вместе с Россией в одну систему ПВО.
- Нам нужен этот зонтик. Говоря начистоту, у нас нет своих сил и своих финансов для закупки современного дорогостоящего оборудования для обеспечения своей противовоздушной обороны. Но буквально через два дня после того как появились сообщения, что КР входит в эту систему, пошел шквал звонков о том, что заминированы школы и другие учреждения. Мы два дня с этим разбирались. Это и есть пример того, как этот теневой западный мир пытается влиять на нас. Т.е. на конкретные наши шаги по обеспечению собственной безопасности они отвечают телефонным терроризмом, - пояснил эксперт.
Он обратил внимания, что у кыргызских военных нет полноценного запаса терминов, переведенных на кыргызский язык, в военной сфере, медицине и т.д.
- В этой связи возникает логичный вопрос, какие «умники» хотят усугубить ситуацию, поднимая тему о переходе на латиницу? – задался вопросом Н. Досалиев.
Эксперт указал и на внешнеполитические факторы, отметив, что сейчас самое время мониторить международные процессы связанные с хождением доллара.
- На прошлой неделе президент Бразилии в Китае сделал сенсационное заявление, что страны БРИКС будут думать над созданием своей внутренней валюты – сейчас разрабатывается комплекс мер по данному вопросу. В БРИКС тоже стремятся страны арабского пояса, Пакистан, а также страны Латинской Америки. А это нефтеносные и газовые районы нашей планеты. Нам вот об этом нужно думать, а не смотреть, что к нам приедут какие-то американские «эксперты» и будут здесь что-то нам указывать, - подчеркнул спикер.
Он предложил рассмотреть американское стремление к равноправному сотрудничеству со странами ЦА через призму отношения США к собственным соседям.
- Давайте посмотрим на мягкое подбрюшье США – это Латинская Америка. Там что-то США за последние десятилетия сделали, кроме боевых действий и карательных акций? Ничего! Хоть для одной страны США сделали что-то, чтобы она расцвела? Нет! Поэтому нам нечего бояться и нечего терять. Мы говорим, наш банковский сектор или строительный бизнес пострадает. Но это же чепуха. Куба, Венесуэла, Иран много лет живут под санкциями, и не плохо живут, развивают свои собственные ресурсы, и не смотрят ни на США, ни на кого-то еще. Почему мы, обладая многовековой историей должны смотреть на каких-то визитеров? – задался вопросом эксперт.
Мысль о том, что страны Запада традиционно используют потребительский подход к кооперации с государствами Центральной Азии, т.е. реально не заинтересованы в построении равноправного сотрудничества, была поддержана и другими участниками дискуссии. Из чего был сделан вывод, что за декларациями американцев и европейцев о намерениях наращивать взаимодействие стоит исключительно их стремление обеспечить отрыв стран ЦА от России и Китая.
В интересах государств ЦА сохранять нейтральную позицию по отношению к ситуации на Украине, поскольку критика действий РФ в контексте СВО, которой добиваются от властей центральноазиатских республик западные партнеры, может спровоцировать ухудшение их отношений с Россией и подорвать взаимовыгодное экономическое и гуманитарное сотрудничество.
Однако Н. Досалиев выразил иное мнение.
- Яркий пример нейтралитета – Туркмения. Однако после того как за последние пять лет она потеряла порядка 500 своих пограничников, республика заключили соглашение с РФ, и теперь в стране действует полноценная российская база, которая обеспечивает безопасность на границе с Афганистаном. А мы, видя эту ситуацию, все еще говорим о нейтралитете. Мы изо всех сил должны поддерживать Россию, - добавил эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus