Уже очевидно, что Центрально-Азиатский регион приобретает для политики Запада особое значение, по сути, уже идет Большая игра–2, раздаются гранты, распределяются функции. Казахстан уже попробовал жанаозенского «бунта с выездом». ОБСЕ беспардонно раскритиковала воскресный референдум по поправкам в Конституцию Узбекистана, обвинив Ташкент в отсутствии плюрализма и обнаружив «крен в сторону узурпации».
Amnesty International, а затем Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям потребовали у властей Казахстана «немедленно и безоговорочно» предоставить все права оголтелому оппозиционеру Жанболату Мамаю, начались унизительные визиты проверяющих выполнение санкций.
Теперь выбрана новая цель, по которой Запад решил одновременно бить дуплетом как по Пекину, так и по Астане. Речь идет о безвизовом режиме Китая и Казахстана, соглашение о котором собираются подписать 18 мая.
Западные НПО развернули активное протестное движение против безвиза с КНР. Первыми начали возмущаться активисты запрещенного аблязовского ДВК* (признано экстремистским в Казахстане).
Разумеется, очень оперативно, соблюдая территориальную безопасность, к делу подключили находящуюся в Киеве редакцию информагентства БАСЕ.
Начиная с 23 апреля, после того, как МИД РК опубликовал проект соглашения с Китаем, БАСЕ, используя все информационные площадки активно призывают казахстанцев к протестам и неповиновению.
БАСЕ заявляет, что если Токаев подпишет соглашение, Казахстан потеряет независимость. Но при этом лозунг протестов: «Нет безвизу с Китаем, закрыть границу с Россией!»
На информресурсах БАСЕ, радио "Азаттык" и т. д. население запугивают появлением миллионов китайцев и почему-то обещают концлагеря для казахов по аналогии с уйгурами в СУАРе. Провокаторы призывают к стачкам, перекрытиям дорог.
Степень организации протестов свидетельствует о сетевом характере работы НПО и агентов влияния. Первыми начали шуметьв Зайсанском районе Восточного Казахстана, что ближе к границе.
Затем к делу подключились дежурные бунтовщики из Жанаозена. «Безвизовый режим с Китаем - это геноцид против казахского народа, завтра, через несколько лет, наш народ растворится среди полутора миллиардов китайцев. Чем давать работу китайцам, дайте лучше работу нам», - требует пока еще небольшая группа профессиональных революционеров.
Рабочие китайской нефтегазовой компании СНПС в Жанажоле в Актюбинской области уже объявили стачку, требуя отмены еще не подписанного безвиза, о чем протестующие, скорее всего, даже не догадываются, но выходят и блеют на протестах, скатываясь в итоге к привычным требованиям поднятия зарплат. Протестантов лично приветствует хозяин и редактор БАСЕ Айдос Садыков, внушая им из Киева: «Если придут китайцы, Казахстан станет большим Чайнатауном».
Митинг, проходивший в Алма-Ате 1 мая под лозунгом «Қазақ жеріне Қытайға жол жоқ» («Нет дороги Китаю на казахской земле»), без проблем разогнали, но активисты разгоняют новую волну.
Причем находящийся за границей оппозиционер Аблязов призывал провести акцию уже в поддержку Украины и с призывом к выходу Казахстана из ОДКБ – «околовоенного альянса, в котором доминирующую роль играет Россия». На 5 мая заявку на митинг подали в Кокчетаве и Талды-Кургане.
Официальный представитель МИД Айбек Смадияров тем временем не разъясняет населению о необходимости и выгоде безвизового режима, особенно его ответной части часть, а напротив – оправдываться, уверяя, что безвизовый режим с Китаем не дает китайцам права на работу, что еще предстоит процесс ратификации, что граждане Китая с лета прошлого имеют право заезда без виз на 14 дней, а наплыва не наблюдается и опасения беспочвенны. Однако в комментариях под призывами БАСЕ и НПО уже появились слова и призывы, очень похожие на те, что звучали в январе 2022-го.
Правила комментирования
comments powered by Disqus