90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

АФГАНИСТАН В ЭНЕРГЕТИКЕ – ПАРТНЁР ИЛИ ВЕЧНЫЙ РЕЦИПИЕНТ?

15.05.2023 18:00

Энергетика

АФГАНИСТАН В ЭНЕРГЕТИКЕ – ПАРТНЁР ИЛИ ВЕЧНЫЙ РЕЦИПИЕНТ?

В 2023 г. государства Центральной Азии, обновляя энергетическую политику, начали искать новых покупателей нефти и газа, планировать строительство трубопроводов, создавать интеграционные проекты. Особняком в этих процессах стоит Афганистан. Его экономическая и энергетическая безопасность важна для стабильности всего региона, но обеспечить её мешает ряд факторов. О них в интервью Ia-centr.ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. 

– В 2018 году началось строительство афганской ветки ТАПИ, которое к 2021 году заморозили. В 2022–2023 годах проект пытались реанимировать Туркменистан, Афганистан, Россия и Индия. Каковы шансы на успех?

– У афганской ветки ТАПИ есть проблемы с контрактованием. Поставщикам нужны долгосрочные договорённости, чтобы вернуть инвестиции и окупить дорогую эксплуатацию газопровода. Индия же заявляет о готовности заключать контракт, когда газ будет приходить к ним, то есть после завершения постройки трубопровода. Негативный опыт с катарскими поставщиками заставляет Дели настороженно относиться к долгосрочным договорённостям в сфере энергетики. Кроме того, Индия может попробовать добиться низких цен, играя на конкуренции поставщиков, что не выгодно ни Москве, ни Ашхабаду.

Дополнительной проблемой для России становится длинное транспортное плечо. Значимые объёмы возможно будет поставить с месторождений Западной Сибири, то есть газопроводы придётся тянуть от Ямала до Индии.

Себестоимость такого газа будет очень высокой. По этим причинам есть сомнения, что афганская ветка газопровода когда-либо будет возведена.

– Что мешает строить ТАПИ сейчас, когда Афганистан, например, работает с узбекистанскими железнодорожными компаниями и создаёт миллиардный консорциум для возведения транспортной инфраструктуры?

– Основные проблемы ТАПИ связаны тем, что никто не может гарантировать безопасность афганского участка и брать за него ответственность. Участники проекта не доверяют администрации страны, над территорией которой у них нет полноты власти. В результате придётся договариваться с местными сообществами, что повлечёт дополнительные затраты и издержки.

Инвесторы опасаются срывов работ из-за нападений на строителей. Более того, нет гарантий, что инфраструктурный проект, в который планируется вложить десятки миллиардов, стабильно проработает несколько лет и окупится.
Ещё одна проблема связана с заполняемостью газопровода. В предыдущие годы оставался открытым вопрос, сможет ли Туркменистан поставить по трубам ТАПИ нужные объёмы топлива. К 2022 году Ашхабад уже построил три нитки газопровода в Китай, которые не были загружены на полную мощность. Тем не менее было неясно, с чем это связано – с нежеланием КНР закупать топливо у одного поставщика или с неспособностью Туркменистана его добыть. В 2022 году зашла речь о поставках газа из России в Центральную Азию, но даже Москва не может обеспечить безопасность афганского участка. Кроме того, это может спровоцировать конкуренцию между Россией и Туркменистаном с поставщиками.

– Туркменистан планирует возить сжиженный газ сухопутным транспортом через Афганистан. Это адекватная замена газопроводу или временная мера, чтобы не терять выгоды здесь и сейчас?

Когда речь идёт о туркменистанском сжиженном газе, речь идёт не о метане, который идёт по трубопроводам или перевозится танкерами, а о сжиженном углеводородном газе (СУГ) – продукте переработки нефти. Дело в том, что в Туркменистане нет заводов по производству СПГ, в отличие от нефтеперерабатывающих производств.

Такое топливо Ашхабад уже продаёт соседям. Для торговли сжиженным углеводородным газом не нужна никакая инфраструктура – достаточно простых ёмкостей с давлением в пределах 8 атмосфер. Поэтому он пользуется популярностью в Афганистане.

СУГ используется для заправки автомобилей и в коммунальном секторе, особенно в посёлках без централизованного газоснабжения. Объёмы поставок такого топлива небольшие и не сравнимы с теми, что поставляются по газопроводам. Газопровод автомобильными поставками заменить нельзя, поскольку от него будут питаться крупные электростанции. Кроме того, возить автотранспортом СУГ в Индию невыгодно: его проще реализовать внутри Афганистана.

– Как странам Центральной Азии разобраться с ситуациями, в которых Афганистан обостряет их проблемы в энергетике, например не платит за электричество Таджикистану?

– Афганистан – сложный партнёр для соседей, и отсутствие платежей за электричество – его хроническая проблема. Чтобы её решить, необходимо долгие годы системно улучшать жизнь афганцев, но мало кто в регионе и в мире в этом заинтересован.

Решением этой проблемы всегда было физическое отключение Афганистана от энергосетей. В иных случаях проблема неплатежей только усугублялась.
О какой-то программе развития электроэнергетики можно будет говорить, если на всей территории страны установится власть одной администрации, которая будет вести предсказуемую политику, но пока об этом говорить не приходится. Тогда с Кабулом можно будет наладить торговлю, сейчас же она атомизирована и основана на мелких проектах, решающих задачи внутреннего спроса.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

15.05.2023 18:00

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

243 831 885 672 сома

высокольготных кредитов и грантов потратил Кыргызстан за 21 год

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31