Страны АСЕАН – кроме Сингапура – потенциальные партнеры России, с которыми Москва намерена расширить экономические и гуманитарные контакты. Международный кризис не обошел стороной и этот регион, который стал заложником испортившихся отношений КНР и США. О перспективах и страхах объединения в интервью Ia-centr.ru рассказал Александр Королёв.
- Прошедший саммит АСЕАН называют очень успешным. Какие его основные достижения Вы бы выделили?
- Изначально надо понимать, что когда говорят об успехах саммитов АСЕАН или мероприятий в рамках других асеаноцентричных площадок, то в текущих условиях принятие совместного итогового заявления и отсутствие крупных скандалов уже можно относить к числу достижений. Поэтому в данном случае корректнее говорить, скорее, об интересных наблюдениях.
Пожалуй, главным из них стал дебют Восточного Тимора на саммите АСЕАН в качестве наблюдателя.
Кроме того, по итогам саммита стороны подписали «дорожную карту» по принятию Восточного Тимора в состав Ассоциации. Кроме того, была достигнута принципиальная договоренность одобрить основные элементы видения Сообщества АСЕАН в период после 2025 года. Наконец, была принята Декларация по продвижению национальных валют во взаимных транзакциях и улучшению взаимосвязанности в сфере платежных систем.
Помимо этого, было принято еще множество решений и документов в области здравоохранения, защиты прав мигрантов, энергетики и т. д. Однако данные декларации и документы не носят юридически обязывающего характера, поэтому возникают серьезные вопросы, в какой мере принятые договоренности будут конвертироваться в реальные решения и достижения на практике.
- С какими основными вызовами столкнется организация в ближайшее время?
- Набор основных вызовов АСЕАН весьма стандартный.
На первое место выходят неспособность создать реальные условия для урегулирования кризиса в Мьянме и вытекающие из этого проблемы сохранения солидарности внутри Ассоциации.
Сейчас объективно это главный вопрос, по которому будут оцениваться стрессоустойчивость и легитимность объединения.
Во-вторых, это проблема, с которой сталкиваются почти все интеграционные объединения - логика углубления vs логика расширения. АСЕАН пытается активно «заигрывать» с расширением членства за счет потенциального подключения Восточного Тимора. Однако на данный момент едва ли «десятка» с учетом всех кризисных явлений реально готова к расширению без потери в качестве и скорости принятия решений.
Среди остальных вызовов - это и обострение конкуренции США и Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, и Южно-Китайском море, и боязнь «десятки» оказаться в центре этого конфликта - что неизбежно. Кроме того, это конъюнктура мировых цен на энергоносители и проблемы обеспечения продовольственной безопасности, которые обострились после начала новой фазы украинского кризиса.
- Можно ли ожидать улучшения отношений России со странами АСЕАН?
- Отношениям АСЕАН и России мешает экономическая и институциональная инерция, которая сохраняется на протяжении многих лет. Ожидать резкого улучшения взаимодействия в политическом, военном или тем более экономическом измерении не следует. Страх попасть под вторичные санкции в данном случае играет очень важную роль.
Однако отдельные позитивные направления выделить стоит, они носят политэкономический характер. Первое - углубление диалога по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в формате «Россия как поставщик ресурсов».
Второе - диалог в сфере инноваций, «зеленого» перехода, что уже наблюдается в настоящее время. Третье - поставки в Россию путем налаживания каналов параллельного импорта критической продукции, произведенной в странах АСЕАН, прежде всего полупроводников.
Правила комментирования
comments powered by Disqus