18 июня с визитом в Китай прибудет госсекретарь США Энтони Блинкен. Командировка состоится с «опозданием» в несколько месяцев — изначально дипломата ждали в Пекине в феврале, но случился инцидент с аэростатом, принятым американцами за шпиона. С тех пор проблем в отношениях двух стран меньше не стало. Например, на днях издание WSJ сообщило о планах китайцев следить за американцами с Кубы. Гавана и Пекин опровергли лживую информацию, но осадочек остался.
Ещё одним поводом для ссор стала далёкая от политики тема: весной США ввели новые санкции против китайских компаний и граждан, якобы поставлявших в Мексику сырьё для производства наркотика фентанила. А 8 июня американский посол Николас Бёрнс заявил: Китай делает недостаточно для того, чтобы остановить поток упомянутого зелья в Штаты.
Ответка прилетела незамедлительно. На следующий день китайская гостелекомпания CGTN вышла с документальным фильмом об опиоидном кризисе в США, где громогласно утверждается: американцы валят всё с больной головы на здоровую, обвиняя Китай в кризисе, который сами себе создали.
Не улучшает взаимоотношений и резонансный отказ китайской стороны от двусторонней встречи между главой Минобороны КНР Ли Шанфу с американским визави в кулуарах июньской конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре.
Тогда же Вашингтон обнародовал видеозаписи, где видно, как китайское военное судно проходит в опасной близости от американского военного корабля в Тайваньском проливе, что дало сторонам ещё один повод для обмена «любезностями».
А в конце прошлой недели газета WSJ вбросила в американо-китайские противоречия новую «бомбу». По данным издания, Китай договорился с Кубой о размещении на её территории своей секретной шпионской базы для слежки за США.
И Пекин, и Гавана отвергли такие планы, а вот чиновники в Вашингтоне отреагировали уклончиво: информация издания не совсем корректна, слежку за американцами с острова китайцы ведут с 2019 года и Штаты, мол, работают над этим.
Но при всём этом комплексе проблем и противоречий контакты между представителями США и Китая всё-таки случались. Причём в последние недели появились явные признаки активизации диалога.
В мае в Вене прошла ранее не афишируемая двухдневная встреча главного китайского дипломата Ван И с советником по нацбезопасности США Джейком Салливаном. Её итоги обе стороны не конкретизировали, но дружно охарактеризовали как «откровенные, субстантивные и конструктивные». Чуть позднее, по сообщениям ряда СМИ, в Китае побывал директор ЦРУ Уильям Бёрнс.
В конце мая в США прибыл новый посол Китая Се Фэн и с порога пообещал, что будет стремиться улучшить американо-китайские отношения во времена «серьёзных трудностей и проблем».
Вскоре китайский министр коммерции Ван Вэньтао посетил Штаты, где встретился с главой Минторговли Джиной Раймондо и торговым представителем США Кэтрин Тай.
А уже в начале июня помощник американского госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Критенбринк и старший директор Совета национальной безопасности по Китаю Сара Беран побывали в Пекине для встреч с замглавы МИД КНР Ма Чжаосюем и другими китайскими дипломатами.
По итогам упомянутых встреч американские представители неустанно повторяли одну и ту же мантру: Вашингтону и Пекину жизненно необходимо «поддерживать открытые линии связи».
Правила комментирования
comments powered by Disqus