Первое турне эмира Катара в Центральную Азию завершилось 9 июня 2023 года. Из плюсов – страны региона, возможно, получат дополнительные инвестиции. Из минусов – чрезмерная активность Дохи в Центральной Азии может вызвать вопросы у Москвы и Пекина. Об этом в интервью Ia-centr.ru рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Игорь Матвеев.
— Каковы интересы Катара в Центральной Азии?
— Внешняя политика Катара проходит в русле процессов суверенизации. Катар ведет поиск эффективных мер по укреплению своей независимости и улучшению своего положения на международной арене.
На глобальном уровне Катар заинтересован в активном присутствии в евразийском пространстве.
Об этом свидетельствует получение им статуса партнера по ШОС, основным географическим пространством которой является Центральная Азия. Катар также не желает отставать от своих соседей, прежде всего Саудовской Аравии и ОАЭ, которые активно инвестируют в проекты стран Центральной Азии.
С Узбекистаном Катар может работать над проектами в области энергетики, логистики и сельского хозяйства. В Казахстане во время июньского визита обсуждались инвестиции в нефтегазовую, сельскохозяйственную, горно-металлургическую и другие отрасли.
Второй фактор, обуславливающий интерес Катара к региону, можно назвать антитеррористическим.
Катар поддерживает диалог с талибами* и способствует их интеграции в мировое сообщество. Для стран Центральной Азии афганский фактор является ключевым в плане безопасности и борьбы с наркотрафиком. В этой связи Катар очень заинтересован в том, чтобы сыграть весомую роль в налаживании диалога и заработать себе дипломатические очки (Катар подписал соглашение о сотрудничестве в военной области с Киргизией. — Прим. Ia-centr.ru).
Существует также и межрегиональный аспект интересов Катара в Центральной Азии. Катар находится в близких отношениях с Турцией и Ираном, которые активно взаимодействуют со странами Центральной Азии.
Сотрудничество с Турцией и Ираном превосходит связи Катара со своими партнерами в рамках ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. — Прим. Ia-centr.ru), и эмират может быть заинтересован в участии в многосторонних проектах в Центральной Азии.
— Как Вы оцениваете перспективы дипломатии Катара в Центральной Азии?
— Сотрудничество Катара со странами Центральной Азии развивается динамично. Эмират демонстрирует готовность конкурировать с соседними Саудовской Аравией и ОАЭ за влияние в Центральной Азии. У страны есть большой запас финансов для участия в различных проектах. Также возможна координация усилий с Турцией и Ираном.
Из всех монархий Персидского залива Катар в наибольшей степени ориентируется на США. Это может стать ограничительным фактором для участия в центральноазиатских проектах с участием России.
В этой связи важно понимать позицию Китая. В Пекине, который конвертирует свой экономический капитал в политическое влияние, никак не реагировали на инициативы Катара в Центральной Азии. Перспективы Катара во многом будут зависеть от позиции и отношения Китая.
Правила комментирования
comments powered by Disqus