Соединенные Штаты обращают всё больше внимания на Центральную Азию, чтобы обеспечить свою гегемонию и в этом регионе. В борьбе за влияние США используют весь набор методов и средств — от «мягкой силы» до свержения законных правительств. Подробнее об инструментах и стратегии центральноазиатского вектора внешней политики США читайте в статье декана факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Евгения Кожокина.
Борьба за влияние в Центральной Азии возрастает по мере обострения международной конфронтации. О стратегических и тактических целях Америки в этой части Азии можно услышать из уст представителей истеблишмента и военных, а методы достижения целей можно выявить путем актуального и ретроспективного анализа.
Молодежная политика США в Центральной Азии
Политика США в отношении молодежи стран Центральной Азии преследует две цели.
Первая цель — сформировать в среде местной молодежи элитарное ядро, ориентированное на США. Это юноши и девушки, обучавшиеся в Америке, получавшие американские гранты.
Соединенные Штаты стремятся создать в странах Центральной Азии молодые кадры, которые в перспективе смогут возглавить эти страны и развернуть их в направлении, выгодном США.
Вторая цель — отобрать наиболее способных и превратить их в граждан США. Традиционно каждый год с начала октября по начало ноября правительство США объявляет о периоде заполнения заявок на грин-карту — визовую лотерею для иммигрантов из разных стран. В последние годы квота для граждан из Центральной Азии увеличивалась. К примеру, квота на 2022 год для Таджикистана составила 2332 места, а в 2013 году исчислялась всего 330 местами, в 2014 году — 531.
Соединенные Штаты увеличили свое внимание и к студенческой молодежи: инициирована двухгодичная программа по изучению английского языка. В рамках этой программы при поддержке посольства США было открыто 17 центров.
Активно работает в Центральной Азии американская неправительственная организация Internews Network. Так, ее представительство в Казахстане оказывает поддержку средствам массовой информации страны, чтобы мягко создать их зависимость от американских спонсоров и кураторов. Штаб-квартира данной организации находится в Аркате (штат Калифорния, США). 80 % средств Internews получает от государственных организаций, прежде всего от USAID*. Особый интерес проявляет Internews Network к конфликтам на территории Центральной Азии, выделяя гранты на их исследования.
Двойственное отношение к террористическим организациям
Озабоченность по поводу активности террористических организаций на территории Афганистана и Центральной Азии сохраняется в США, однако в результате краха прозападного правительства Афганистана часть сотрудников афганской разведки, прошедших обучение в США, и военнослужащих элитных спецподразделений перешли на сторону «Исламского государства провинции Хорасан»**.
Часть этих людей могли быть завербованы американскими военными. В материалах «Аль-Азаима», который является основным медийным ресурсом организации, постоянно содержится критика Китая, шиитов Ирана, России и режима талибов*.
Кроме того, боевики «ИГ-Хорасан»** совершили попытку подрыва посольства Туркменистана в августе 2021 года, нанесли ракетные удары по территории Узбекистана и Таджикистана весной 2022 года.
На информационном ресурсе «ИГ-Хорасан»** Tawhid News, работающем на узбекском языке, размещены угрозы проведения терактов против газопроводов, идущих из Центральной Азии в Китай, и иных инфраструктурных сооружений, созданных и создаваемых в рамках программы «Один пояс — один путь».
Цели террористической организации и США в Центральной Азии и Афганистане в их противостоянии России и Китаю в значительной степени совпадают.
Таким образом, Центральная Азия превратилась для США в важнейшее поле противостояния. В этой борьбе Вашингтон не остановится перед использованием всего арсенала средств державы. Политика «немягкой силы» имеет свою логику, но для народов и государств Центральной Азии, России, Китая исключительно важно, чтобы цели этой политики не были достигнуты.
Правила комментирования
comments powered by Disqus