В данной статье я бы хотела попробовать описать, кто такие наши верующие? Поскольку нашим Фондом было проведено исследование по восприятию атеистов и атеистических убеждений в современном казахстанском городе (при поддержке Фонда им. Розы Люксембург), появился социологический материал для изучения не только атеистов, но и прямо противоположной стороны социума – верующих.
-города республиканского значения (ГРЗ): Алматы, Шымкент;
-областные центры: Костанай, Актау;
-малые города: Рудный, Жанаозен (1).
Для сбора первичной информации применен метод формализованного интервью F2F на основе специально разработанного опросника (анкеты). Общий размер выборки 1604 респондента.
По итогам опроса, проведенного в 6 городах Казахстана, 768 респондентов (47,9% из числа опрошенных) можно отнести к убежденным теистам, т.е., к тем, кто убеждены, что бог существует; из них 56,6% относят себя к мусульманам.
В структуре возрастов больше всего теистов среди тех, кому от 31 до 49 лет, самая низкая их доля среди горожан в возрасте до 30 лет.
Религиозные практики
С точки зрения религиозных практик убежденные теисты отличаются от всех остальных групп опрошенных, что вполне естественно. Однако далеко не все теисты ходят в мечеть (38,5%), читают религиозную литературу или смотрят соответствующие программы (27,6% и 29,1%). Несколько чаще теисты разговаривают с кем-либо на религиозные темы или принимают участие в мероприятиях, где читается молитва (40,2% и 47,8%). Самыми частыми действиями теистов являются чтение молитв (56,7%), подаяния нуждающимся (67,8%) и проведение религиозных праздников (75,8%).
Отношение к политике государства в сфере религии
Большинству теистов (73,5%), принявших участие в опросе, полностью и скорее понятна политика, которую проводит государство в религиозной сфере. Обращает внимание, что в группе теистов тех, кому полностью понятна госполитика больше, чем в среднем по выборке. Четвертой части (24,2%) опрошенных теистов политика государства скорее непонятна.
Интересно, что число полностью одобряющих госполитику в сфере религии среди теистов выше, чем в среднем по другим группам (28,3% и 24,4%). Однако если взять в целом по сумме показателей, то заметим, что среди теистов доля поддерживающих госполитику ниже, чем по выборке: 63,3% одобряют в той или иной степени госполитику и 27,7% не одобряют (для сравнения: по всей выборке, соответственно, 67,3% и 23,4%), но, тем не менее, одобряющих большинство.
В таком случае, что конкретно в государственной политике одобряют или не одобряют теисты? В таблице 2 приведены отдельные меры госполитики и отношение к ним двух групп горожан.
Итак, теисты в полной мере не поддерживают ни одну из указанных мер, в то время как по другим опрошенным половиной или большинством одобряются сформулированное в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» признание исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа (54,4%) и также мера по строгому надзору за миссионерской деятельностью (т.е. контроль за деятельностью новых для нашей страны исламских и христианских течений) (50,2%).
Отметим и то, что по таким другим направлениям госполитики, как запрет на молельные комнаты в государственных объектах образования и здравоохранения, в госучреждениях и воинских частях, а также строгий надзор за распространением религиозной литературы среди теистов поддержка ниже, чем в других группах.
В то же время выше, чем по всей выборке среди теистов одобрение наличия в школьной программе предмета «Светскость и основы религиоведения» в качестве факультативного курса (38,8% и 31,2%).
Таблица 2. как вы относитесь – одобряете, не одобряете или безразличны — к следующим мерам (решениям), принятым на уровне государства за последние годы в сфере религиозных отношений?
Как показал опрос, среди теистов, проживающих в городах Казахстана, высок запрос на усиление клерикализма, т.е., увеличение влияния религии на государство. Выявлена триада представлений, формирующих клерикальный запрос. При этом одно из них, по которому для обеспечения прав верующих людей в общественных местах должны быть организованы специальные молельные комнаты, разделяется большинством остальных участников исследования. Но два других носят в большей степени институциональный характер и не востребованы большинством респондентов из других групп, это – создание политических партий на религиозной основе и влияние религии на принятие законов. А учитывая, что также сильны запросы (на уровне 40% и выше) по поводу возможности функционирования в стране религиозных школ и того, чтобы судебные решения выносились на основе норм религиозного права/шариата, то можно сказать, что мы имеем дело со сформированным в этой группе представлении о Казахстане как об исламском государстве.
Резюмируя, отметим, что теисты, говоря о том, что им понятна государственная политика в сфере религиозных отношений и что они в большинстве своем ее одобряют, скорее лукавят: в разрезе отдельных конкретных мер они показывают свое фактическое неприятие данной политики. Так, ни одна из мер в рамках имеющегося законодательства не получила большинства поддержки в этой группе. А анализ утверждений, призванный выявить уровень/запрос на клерикализм показывает, что в этой группе ни о каких ценностях светского Казахстана не может быть и речи: уже сейчас для трети из них очевидным является то, что в Казахстане должна быть государственная религия. Этого ли хочет называющее себя «светским» государство? Или теисты у власти уже ответили на этот вопрос?
---
Правила комментирования
comments powered by Disqus