«ВЭС 24» продолжает рассматривать сильные и слабые стороны глобальной китайской инициативы «Пояс и путь». В эти дни в Пекине проходит форум, посвященный этому проекту. Россию на форуме представляет президент РФ Владимир Путин.
Пояс развития?
В первой части публикации мы показали, что при всей перспективности международного китайского коридора данный проект не сможет заработать по-настоящему эффективно без соответствующей силовой поддержки. Мягкой силы, которой, к слову, и нет, поскольку Китай умеет в мягкую силу еще хуже, чем Россия, явно недостаточно, нужна сила жесткая, к использованию которой Пекин, как нам представляется, не готов.
Между тем нельзя отрицать, что при полной реализации проекта будет создан серьезный противовес западному доминированию в сфере международной торговли. Уже созданные элементы «Пояса и пути» - а это автомобильные и железные дороги, порты и их инфраструктура, информационно-цифровая архитектура – впечатляют. Процитируем известное китайское издание Global Times:
«Данные показывают, что в течение последнего десятилетия инициатива «Пояс и путь» стимулировала инвестиции в размере почти триллиона долларов США, что привело к формированию более 3000 совместных проектов и созданию 420 000 рабочих мест для стран вдоль маршрута, тем самым вызвав почти 40 миллионов человек из бедности».
Хорошие цифры, но заметим, что даже китайцы считают в долларах, что как бы намекает… Отдельно Global Times отмечает миролюбивость и деполитизированность китайской инициативы. Вот что говорит профессор Школы международных отношений Пекинского университета иностранных языков Сун Вэй:
«На протяжении всего процесса Китай никогда не навязывал свои собственные идеи другим и не смешивал геополитические программы. Являясь открытой и инклюзивной платформой международного сотрудничества, инициатива «Пояс и путь» продвигает более выгодную и сбалансированную форму глобального развития. В отличие от глобализации, которая служит лишь нескольким странам. Факты доказали, что любые попытки опорочить инициативу «Один пояс - один путь» и совместные усилия Китая и стран-партнеров в конечном итоге окажутся опрометчивыми».
Мы согласны и не согласны с уважаемым профессором: действительно, мир устал от гегемона и хочет большей свободы и самостоятельности в выборе собственного пути. Однако гегемон не устал от мира, вот в чем проблема. Вернемся к тезисам первой части публикации и еще раз отметим – добро (а китайская инициатива – это безусловное добро для Евразии) должно быть с кулаками.
Талибан в «пути»
Максимальное включение евразийских игроков в китайский проект в интересах Пекина – это понятно. Совершенно справедливо и дальновидно, на наш взгляд, приглашение к участию в пекинском саммите представителей Талибана. КНР демонстрирует завидное отсутствие каких бы то ни было дискриминационных позывов, основанных на дурацкой западной стигматизации «свободный мир»/ «несвободный мир». При этом не будем идеализировать отношения Пекина и Кабула – там все сложно с политической точки зрения.
Пекин прагматичен: Афганистан может предложить широкий спектр минеральных ресурсов – в стране имеются неиспользованные месторождения, от меди до золота и лития, стоимостью от 1 до 3 триллионов долларов. Китаю очень нужны редкоземельные металлы, и Кабул это прекрасно знает. Известно, что представители Талибана будут говорить в китайской столице о планах строительства дороги через Ваханский коридор, чтобы обеспечить прямой доступ к Китаю.
Внесем, впрочем, и в эту в целом конструктивную идею ложку дегтя – а насколько можно быть уверенным в стране (формально же все-таки стране), в которой, как у себя дома, работают американские и английские спецслужбы, о чем, к слову, недавно говорил директор ФСБ России Александр Бортников? Вопрос риторический.
Путин в Пекине
Российский лидер проведет в КНР два дня – это серьезно. Впрочем, председатель Си провел в России аж три дня, так что в целом лидеры отвечают друг другу взаимностью.
Теперь что касается непосредственно форума, посвященного инициативе «Пояс и путь»… Россия, напомним, если кто-то вдруг забыл, официально в этой инициативе не участвует и никаких автографов на официальных документах не ставила. Россия смотрит на эту инициативу в целом благосклонно, но всегда аккуратно напоминает, что у нее есть и свои интеграционные инициативы, которые включают и транспортные коридоры. Китай – не добрый дедушка с мешком подарков, а серьезный игрок, и растворяться в его глобальных проектах, забывая о собственных интересах, РФ, конечно, не хочет.
Российская Федерация заинтересована в конкретных вещах, а не в красивых китайских церемониальных формулировках, которыми Китай славится со времен старых империй. Например, дорога Москва – Казань – Пекин. Интересно? Да, пожалуй, России это интересно. Расширение пропускной способности Транссиба и Восточного полигона – тоже интересно. Увеличение возможностей пропускных пунктов – и это любопытно. Словом, просто лить воду на китайскую мельницу, при всем безусловном уважении и к стране, и к ее инициативам, Россия вряд ли будет. Нужна конкретика.
От того, будет ли эта конкретика предложена Китаем всем причастным, а также – вновь вернемся к вышеозначенным тезисам – готовности КНР защищать свои инициативы, не боясь обострений, и зависит судьба «Пояса и пути».
Правила комментирования
comments powered by Disqus