Многие здания советского модернизма в Ташкенте сегодня сталкиваются с суровой реальностью в лице застройщиков и арендаторов, постепенно убивающих их уникальный облик. Однако эту ситуацию можно выправить в лучшую сторону. По словам основательницы миланской архитектурной студии Grace Екатерины Головатюк, сейчас задача не стоит в восстановлении всех зданий в первоначальном виде и превращения их в музейные экспонаты. Здания должны работать, должны быть вовлечены в городскую жизнь, считает она.
"Перед нами стояла уникальная задача превращения разрозненных зданий эпохи советского модернизма в Ташкенте во что-то, что может впитывать культуру. Задача уникальная не только для Ташкента, но и актуальная для всего мира. В первые годы независимости поменялись ориентиры. До этого архитектура была нацелена на социальные интересы людей, эти взгляды посчитали устаревшими, многие здания переделали, часть из них утрачена. Этот процесс шел не только у нас, он характерен для многих стран", – отметила она.
По ее словам, группа экспертов исследовала десятки зданий, их рассматривали не просто как одно строение, а как культурное явление. Была изучена документация по зданиям, инженерные коммуникации и готовность владельцев зданий сотрудничать. В результате первоначальный список из 40 зданий сократился до 23, а позже до 15 объектов. Для каждого из них исследованы уровни значимости и возможность сохранения ключевых отличительных особенностей.
"В советское время в каждом городке был типовой набор социальных организаций: рестораны, дома культуры, музеи Ленина, дворцы молодежи, дворцы бракосочетания и так далее. Почти все ташкентские социальные здания ключевые с точки зрения архитектуры. Например, здание музея Ленина (сейчас Музей истории – прим. редакции) послужил прототипом для многих музеев. Это касается его внешнего вида, атриума, экспозиции экспонатов", – рассказала она.
Головатюк добавила, что на данный момент разработан проект реконструкции, или точнее, преобразования с сохранением первоначального вида здания бывшего Интуриста (здания между гостиницами "Тата" и "Узбекистан" – прим. редакции). Сейчас проект проходит экспертизу в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, потом начнутся работы.
После реконструкции в здании планируется разместить сразу два новых культурных учреждения – Французский культурный центр и Центр реставрации объектов культурного наследия. Кроме того, в отреставрированном здании, проект которого был одобрен генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле, расположится Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО в Узбекистане, а также офис Фонда развития культуры и искусства.
На вопрос о том, что некоторые здания кажутся устаревшими, Екатерина ответила: "нам не нравится, что сделали наши родители, однако нам нравится, что сделали наши деды и мы в восторге от того, что сделали наши прадеды, то есть, оценки меняются вместе с течением времени".
Головатюк также рассказала о ситуации с рестораном "Зарафшан". По ее словам, пока не удалось договориться с владельцем о восстановлении хотя бы части его первоначального оформления.
"Задача не стоит восстановить все здания в первоначальном виде и оставить как музейные экспонаты. Здания должны работать, должны быть вовлечены в городскую жизнь", – заключила она.
Правила комментирования
comments powered by Disqus