Россия твердо стоит на позиции - киберпространство, как сфера более чем чувствительная, должно иметь понятную архитектуру безопасности и регулирования. США выступают против, и понятно почему. Однако сфера кибербезопасности касается не только России и США. Она касается всех. Именно поэтому необходима некая конвенция.
Где у него кнопка
В условиях, когда функционирование критически важной инфраструктуры стран мира становится невозможной без использования цифровых технологий, вопросы безопасности в сфере этих технологий становятся ключевыми. Несколько нажатий кнопками – и запускается вирус, который обваливает финансовый рынок какой-нибудь развивающийся страны. Или – пишется вредоносная программа, останавливающие газовые центрифуги в какой-нибудь ближневосточной стране (вряд ли Иран обогащает уран, но к примеру) – и все, ядерная программа останавливается на неопределенный срок.
А если к кибернетическим атакам добавить вполне аналоговый отстрел физиков-ядерщиков (говорят, и такое бывает), то можно целые отрасли откинуть в каменный век. Мы уж не говорим, какие прекрасные возможности дают информационно-цифровые технологии в области манипулирования общественным мнением и организацией всякого рода разноцветных революций. Это все, что называется, хрестоматия.
Именно такой широкий арсенал нелегитимного (есть вопросы с использованием термина – дальше разберемся) использования цифры не допускает даже теоретической возможности участия США в выработке равноправных и понятных международных правил на цифровой поляне. Мы скажем даже больше, поскольку мы, чай, не первокурсницы из института благородных девиц – даже более или менее разумные правила ведения кибервойны (наподобие швейцарских конвенций) не удастся согласовать с США, ибо «гегемон» уверен, что никаких правил в этой сфере (а равно и в других) для него существовать не может. Зачем американцы будут подписываться под какими-то конвенциями, если можно безнаказанно и без всяких глупостей типа цинковых гробов, присланных в Оклахому, уничтожать важнейшую инфраструктуру врага (а для американцев враг – это потенциально весь мир)?
Наши размышления не так давно подтвердил в интервью «ВЭС24» ведущий российский специалист в сфере IT и кибербезопасности Руслан Пермяков:
«В современных условиях создание международной системы кибербезопасности невозможно. Сейчас идет процесс национализации интернета, который начался в прошлом десятилетии. Дополнительно следует учитывать, что сейчас активно вкладываются ресурсы в развитие гибридных военных действий или чисто кибервойн. Создать такую структуру было бы полезно как минимум для сокращения причин для начала третьей мировой войны. Сейчас в военных доктринах ряда стран действия в киберпространстве считаются одной из причин для начала войны».
Все так, однако мы исходим из того, что США, мягко говоря, это не единственный участник запутанных кибернетических отношений, участники – это весь мир, в том числе и не разделяющий американских подходов. И вот с ними-то и необходимо работать.
Риски эскалации
Россия последовательно и системно обозначала свою позицию в сфере кибербезопасности, начиная с прошлого века – мы не шутим. Обратимся к докладу МГИМО «Международная информационная безопасность: подходы России». Доклад был составлен еще до начала СВО, поэтому не отражает всей полноты проблематики, но общие контуры там вполне наглядно представлены. Итак, начнем, как говорили латиняне, от яйца:
«Первым шагом российской дипломатии на пути формирования международной системы информационной безопасности стало специальное послание министра иностранных дел И.С. Иванова генеральному секретарю ООН К. Аннану от 23 сентября 1998 года. В пояснительной записке российского внешнеполитического ведомства обращалось внимание на риски эскалации межгосударственных конфликтов в результате нарушения государствами общепризнанных принципов международного права, а также использования информационных ресурсов в террористических или криминальных целях».
Давно это было, у многих тогда и интернета-то не имелось, либо был модемный (помните это сладкое жужжание в момент соединения с сервером?), но уже тогда в России понимали потенциальные риски этих технологий. Американцы, разумеется, тоже понимали и уже тогда, потирая руки, создавали кибервойска, которые сегодня достигли просто ошеломительной боеспособности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus