Тема трудовой миграции из Центральной Азии остается одним из ключевых направлений информационной войны против России. Деструктивный дискурс, искусственно поддерживаемый извне, не отвечает интересам стран региона, граждане которых по-прежнему стремятся в Россию на заработки. Перспективы трудовой миграции описала доктор экономических наук, член Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике Ирина Ивахнюк. Подробнее — в материале Ia-centr.ru.
Тенденции на российском рынке труда
Темпы демографического роста и возрастная структура населения России постепенно меняются. Темпы пополнения трудовых ресурсов страны за счет молодежи трудоспособного возраста в период 2000–2020 гг. сократились на 40 %, в результате чего происходит старение и сокращение трудовых ресурсов. Доля населения старше трудоспособного возраста составляет 25 % (каждый четвертый — пенсионер. — Прим. Ia-centr.ru), что увеличивает нагрузку на экономику.
В таких условиях привлечение в страну иностранной рабочей силы имеет реальное практическое значение. Однако трудовая миграция лишь один из способов решения проблемы.
Наиболее важными и эффективными методами являются меры по увеличению производительности труда путем автоматизации производства, реформирование системы профобразования с учетом новых тенденций рынка труда, а также активное применение искусственного интеллекта.
Все эти механизмы применяются, но в недостаточных объемах, количество незаполненных вакансий в 2–3 раза превышает число ищущих работу. Причина в структурном дисбалансе, так как на рынке есть высокий спрос на сотрудников с не очень высоким уровнем образования на позиции, где необходим физический труд, тогда как предложение все больше формируется из кандидатов с вузовским дипломом.
Тенденции миграционных процессов
В 2023 году произошло некоторое сокращение трудовой миграции в Россию — во многом из-за ослабления курса рубля. Четкой статистики пока нет, но, по данным МВД, количество постановок на миграционный учет в первом полугодии 2023 г., по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сократилось на 40 %.
Среди ключевых тенденций необходимо отметить сужение группы стран основных доноров трудовых мигрантов: около 90 % миграционного потока теперь приходится на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Миграция из Азербайджана, Молдовы и Украины сократилась.
В условиях экономических и политических изменений в России Узбекистан, Таджикистан и Киргизия ускорили процесс диверсификации миграционных потоков.
Кроме того, в этих странах постепенно меняется дискурс о роли миграции в их экономиках. Если ранее трудовая миграция рассматривалась ими как возможность поддержания социально-экономической стабильности, отныне зависимость от трудовой миграции всеми без исключения рассматривается как вызов. Кроме диверсификации, страны также предпринимают меры по улучшению ситуации на своих рынках труда.
Россия и страны — доноры мигрантов предпринимают меры по аккумуляции внутренних резервов для решения проблем на своих рынках труда.
В России активно проводится политика, нацеленная на преодоление дефицита трудовых ресурсов за счет собственных внутренних ресурсов. Страны происхождения за счет диверсификации миграционных потоков и в первую очередь изменения структуры экономики стремятся справиться с безработицей.
Эти меры, осуществляемые как в странах Центральной Азии, так и в России, совершенно естественны: трудовая миграция является далеко не главным, а дополнительным средством решения проблем на рынке труда для обеих групп стран.
Однако в существующих обстоятельствах очевидно, что ресурс трудовой миграции в регионе сохраняет и свой потенциал, и свою востребованность.
Особого внимания заслуживает свобода передвижения трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС. Нынешняя ситуация ставит перед Россией сложную политическую дилемму. С одной стороны, расширение числа стран — участниц ЕАЭС, включение в него, например, Узбекистана означает увеличение числа мигрантов и связанные с этим риски. С другой стороны, ужесточение миграционной политики в отношении иностранцев, нарушивших закон страны пребывания, может нанести урон евразийской интеграции.
Решением проблемы может быть создание специализированного института — возможно, в рамках Евразийской экономической комиссии, — занимающегося вопросами трудовой миграции.
Не может одна Россия как страна трудоустройства принимать на себя ответственность за поведение трудовых мигрантов из стран ЕАЭС на своей территории. Если рынок труда общий, то и ответственность стран-участниц за ситуацию на этом рынке должна быть общей.
Со стороны стран трудоустройства должен быть контроль над работодателями и обеспечение установленного законом порядка найма, обучения, социальных отчислений, уплаты налогов. Со стороны стран выезда мигрантов — обеспечение контроля над своими гражданами, работающими в других странах — членах ЕАЭС, в том числе недопущение общественного поведения, выходящего за рамки законов страны пребывания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus