В Казахстане осужден за участие в борьбе с фашизмом на Украине некий Алексей Шомполов. Приговор вынесен по статье 170 УК РК, и ему инкриминируется участие в боевых действиях в районе российского Артемовска (Донецкая Народная Республика) весной 2023 года. Ему дали срок более 6 лет. Два суда с подобными обвинениями ранее производились в соседнем Кыргызстане, однако местный суд в августе признал их незаконными, и сейчас эти дела оказались в подвешенном состоянии.
В этой связи считаю необходимым разъяснить некоторые вопросы для антифашистов из стран Центральной Азии, а также юристов из региона, которые могут быть втянуты в фальсификацию уголовных дел против патриотов.
Юридическая самозащита
Начну с того, что рекомендую всем участникам СВО обратиться за получением гражданства Российской Федерации. Для служащих ВС РФ эта процедура заранее прописана и хорошо организована, но для служивших в ополчении (до присоединения к российской армии) или отрядах ЧВК путь может быть более сложным.
Рекомендуется последовательно получить в России вид на жительство, а затем гражданство, каковой путь проще и не требует обязательных поездок за пределы РФ. Если же такие поездки неизбежны, рекомендуем принять меры, чтобы властям посещаемой страны не было известно о вашем военном опыте. Для этого рекомендуем удалить из мессенджеров и соцсетей переписку, фото и видео материалы с упоминанием подобных фактов. Оставить в России документы, которые могут трактоваться, как доказательства «наемничества».
В случае контакта с иностранными органами и, тем более, официального допроса ни в коем случае не следует признавать своей «вины» и участия в «боевых действиях», а также следует избегать развернутых и избыточных ответов. Даже сделанные в частных беседах и переписке заявления не могут быть столь же вредными, как признания в ходе допросов под протокол.
Возможная формула показаний: «Я посетил Россию с целью заработка и устроился на работу в зарегистрированной в Петербурге компании, названия которой не помню. Моя деятельность была связана с выполнением различных хозяйственных работ в ходе переездов по стране и не подразумевала участия в боевых действиях. Назвать места, где я побывал в ходе работы, не могу, так как все поездки организовывались нанимателем, а у меня не было времени для туризма. Из прессы я знаю, что на Украине происходят какие-то политические события, но я там никогда не был, что подтверждают отметки в моем паспорте. Других деталей о поездке вспомнить сейчас не могу. От дачи дальнейших показаний отказываюсь, так как допрашивающий провоцирует меня на обсуждения геополитических событий, в чем я не разбираюсь».
Подобная позиция затрудняет не только доказательство личной «вины» подследственного, но самого события «преступления», о чем будет говориться ниже.
Не следует заботиться о личном отношении к вам работников следствия, которое никак не влияет на вашу судьбу, а также их субъективное отношение к вашим показаниям, которое не учитывается судом. Угрозы «признавайся или арестуем» указывают на слабость противника, и подсказывают – нужно упорно отстаивать свою позицию. Даже несколько суток гипотетического ареста лучше, чем несколько лет тюрьмы.
Рекомендуем при любых следственных действиях обращаться за помощью к адвокату, которому вы доверяете, и не соглашаться на следственные действия в присутствии назначенного защитника. Он чаще всего не заинтересован в качественной работе и может сотрудничать с органами дознания. А любой независимый юрист повторит вам основную мысль этой статьи: «Признаться никогда не поздно. Думай, что говоришь. Не добавляй себе срок».
Любые ссылки следствия на «доказательства» против вас следует отводить. Устные и письменные заявления вне контекста допроса можно считать шутками, а фото– и видеосвидетельства игровыми постановками с реквизитом. Возможные ранения могут объясняться тем, что вы стали жертвой бандитского нападения в ходе поездки, но из-за травмы не помните деталей. Доказать обратное следствие чаще всего просто не сможет.
Важно понимать, что доказать предполагаемое преступление, произошедшее вне юрисдикции суда, крайне трудно. Особенно если в этом не будут помогать иностранные следственные органы и вы сами.
Как не быть палачом
На текущий момент не известно ни одного случая осуждения в странах Центральной Азии неонацистов, ездивших на Украину для участия в войне против русского населения. Поэтому любые дела против ополченцев и бойцов «Вагнера» являются профанацией права, которая пятном ложится на совесть любого следователя, прокурора или судьи.
При изучении подобных дел необходимо помнить, что право ни одной страны не может оперировать критериями «очевидно», «общеизвестно» и «естественно». Рассматриваться могут только события, установленные в рамках уголовного дела, касающиеся подследственного и самого события преступления.
Например, утверждение, что тот или иной подсудимый, контактировал с компанией ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг», известную как «Вагнер», или ее дочерними структурами – никак не может указывать на «наемничество». Даже если подозреваемый совершал поездки по России, в том числе, в новые регионы, это никак не может служить основной для инкриминирование ему тех или иных действий. Это – презумпция невиновности, принятая в современном праве.
Также важно понимать, что утверждение о возможности подозреваемого участвовать в некоем вооруженном конфликте на Украине является совершенно произвольным, так как следствие не может полагаться на информацию прессы и заявления политиков. Стороны не объявляли друг другу войну, органы власти Казахстана никак не задействованы в этом конфликте. Поэтому следствие и суд имеет полное право сделать вывод, что по делу не установлено само наличие некоего военного конфликта, в котором подсудимый мог участвовать в качестве наемника. Это не кухонные дискуссии, а суд, решающий судьбу человека.
Важным средством установления истины по делу может стать сотрудничество с органами дознания РФ или прямое обращение с запросом в компанию «Конкорд». Отрицательный ответ о фактах «наемничества» может помочь разрешить возникший правовой казус, освободить от ответственности антифашистов и перейти к реальным уголовным делам.
Наконец, при проведении допроса антифашиста, подозреваемого в наемничестве, важно максимальное соблюдение всех правовых норм. Подследственному нужно разъяснить его права, включая возможность не свидетельствовать против себя, предупредить о правовых последствиях его официальных заявлений, не давить, а давать возможность спокойно обдумать ответы, учесть ситуации, когда он не помнит тех или иных событий.
Заключение
Некоторые люди из тех, кто встал на пути у украинской коричневой чумы, пострадали. Кто-то оказался в плену ВСУ, кто-то под арестом в других странах по надуманным обвинениям. Пока такие казусы возможны, советуем запомнить базовые правила:
- никогда не признаваться на следствии в «наемничестве», «участии в боевых действиях» и тому подобном;
- допрашиваемый – не справочное бюро, поэтому не обязан помнить или знать ответы на интересующие следствие вопросы, даже если они кажутся следователю очевидными и легкими;
- при вас не должно быть документов, фотоматериалов и историй переписки, которые могут быть использованы для уголовного дела. Если что-то оказалось, то это явные шутки из «банка приколов»;
- вы – правы, и ваш моральный долг сопротивляться попыткам сфабриковать дело против вас и помешать борьбе с фашизмом на Украине.
Но все это закончится с Победой, которая вернет свободу всем. Завершение СВО существенно изменит политическую ситуацию на всем постсоветском пространстве, и освобождение узников-антифашистов будет наименьшим из них.
Победа над фашизмом и западными колонизаторами будет общей и повлечет за собой изгнание из Центральной Азии многих западных корпораций, возвращение контроля над недрами и выдвижением новых политических элит, в которые войдут мужественные и активные люди, отстоявшие лучше будущее не только для России и Украины, но и для собственных государств.<span style="font-family: "Neue" ","serif"'="">
Правила комментирования
comments powered by Disqus