Президент Кыргызстана Садыр Жапаров выразил надежду, что к весне 2024 года пограничное разграничение между Кыргызстаном и Таджикистаном завершится. Это значит, что на кыргызско-таджикской границе воцарятся долгожданные мир и спокойствие. Еще одна неспокойная точка исчезнет с карты Центральной Азии. Но прежде чем она будет стерта, предстоит напряженный переговорный процесс. Нельзя исключить, что будут попытки подорвать доверие к нему, создать новый конфликт.
Лидеры настроены решительно
То, что кыргызско-таджикская граница наконец умиротворится, – долгожданная мечта всех здравомыслящих кыргызстанцев и таджикистанцев. Спорный участок общей границы каждый год уменьшается, но именно вокруг него складывается зона постоянной напряженности и недоверия. За последние 11 лет вокруг нее произошло более 140 пограничных конфликтов. В них погибло более 200 человек. В апрельском 2021 года противостоянии Кыргызстан потерял 36, а Таджикистан 19 своих граждан. Самый кровопролитный конфликт произошел 14-17 сентября 2022 года, когда было ранено с обеих сторон более 300 человек, погибли 62 кыргызстанца и 41 гражданин Таджикистана.
Садыр Жапаров в ноябре 2022 года заявил о решимости урегулировать все вопросы по спорным участкам на границе с Таджикистаном до конца уходящего года. «Наша главная цель – несмотря ни на какие трудности – решить все пограничные проблемы, переходившие от одной власти к другой, не оставляя их следующим поколениям. Сейчас мы полностью приступили к решению вопросов с границами с соседним Таджикистаном и прилагаем все усилия, чтобы завершить их в самые кратчайшие сроки», – заявил кыргызский лидер.
По его мнению, причиной трагических событий сентября 2022 года «стало то, что процессы по уточнению линий границ не были доведены до конца и растянулись на длительное время».
Последние месяцы уходящего года показали обоюдную заинтересованность КР и РТ в том, чтобы в сжатые сроки завершить переговорный процесс по границе. На декабрьском заседании межправительственной комиссии по делимитации и демаркации кыргызско-таджикской государственной границы в Баткене было объявлено о согласовании 90% границы.
Председатель Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана Саймумин Ятимов отметил: «Сегодня была проделана огромная работа. Мы продвинулись более чем на 120 километров, согласовали эти вопросы принципиально. Если брать общую протяженность государственной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном, могу сказать, что более 90 процентов описано. Мы действительно пришли к решению этого вопроса».
Руководитель кыргызской делегации на переговорах – заместитель председателя Кабинета министров, председатель ГКНБ Кыргызстана Камчибек Ташиев подтвердил эту информацию, сообщив, что в последнее время согласованы участки Кайрагач, Кулунду, Максат, Арка-1, Арка-2, Жаны Жер, Жийделик. «Согласовали вопросы по Кара-Баку и Ляккону до стыка трех государств. Осталось несколько участков, описание которых, даст Бог, завершим в скором времени», – сказал Ташиев.
Принятию таких судьбоносных договоренностей предшествовали события, которые негативно могли сказаться на ходе переговоров. 15 сентября К. Ташиев заявил, что найдены новые документы, согласно которым многие кыргызские земли ранее перешли Таджикистану. «Мы можем обосновать это юридическими и историческими документами. Если соседняя страна не откажется от территориальных претензий, то мы можем предъявить свои. У нас на это хватит сил и возможностей. Мы имеем возможности вернуть те земли, которые перешли соседям десятки, а то и сотни лет назад», – заявил он.
Позднее МИД Таджикистана вызвал кыргызского посла Эрлана Абдылдаева. Ему указали, что таджикская сторона обеспокоена высказываниями высокого государственного должностного лица Кыргызстана. МИД предупредил, что подобного рода комментарии «способны нанести серьезный урон ходу переговорного процесса».
На случившееся незамедлительно отреагировала Москва, призвав Бишкек и Душанбе воздержаться от резких заявлений и необдуманных шагов, способных свести на нет достигнутые в последнее время позитивные результаты в переговорах по границе.
Сентябрьская встреча президентов Кыргызстана и Таджикистана на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН расставила все нужные акценты по местам.
Протокол № 44
2 октября правительственные делегации Кыргызстана и Таджикистана провели в Баткене переговоры по вопросу делимитации государственной границы. По итогам встречи они подписали протокол № 44, позволяющий, как заявил глава правительственной делегации Кыргызстана Камчибек Ташиев, решить приграничные вопросы. Глава таджикской делегации Саймумин Ятимов заявил, что документ является реализацией воли президентов двух стран. По его словам, протокол решает все вопросы и пробелы, которые ранее были основой и предпосылкой для конфликтов на границе.
Уже на следующий день после подписания протокола соцсети и СМИ заговорили о передаче кыргызских земель Таджикистану. В ответ ГКНБ КР заявило, что в стране «ведется целенаправленная работа по дискредитации работы госорганов». В частности, пояснили в ведомстве, в социальных сетях распространяются слухи о передаче Республике Таджикистан земель в Чон-Алайском районе Ошской области («Алтын мазар»).
После подписания протокола № 44 обе страны значительно ускорили процесс согласования участков границы. Уже 8 октября СМИ сообщили, что комиссия описала 43,3 км спорных участков из оставшихся 290. 12-18 октября были согласованы 14 км.
ОДКБ приветствовала прогресс между Кыргызстаном и Таджикистаном по вопросу границ. «Мы приветствуем очень хороший прогресс между президентами Кыргызстана и Таджикистана на их совместной границе. Это тоже вопросы нашей безопасности и вопросы, которые входят в полномочия ОДКБ», – заявил на заседании глав стран организации в Минске президент Беларуси Александр Лукашенко.
В начале декабря в Таджикистане состоялось очередное заседание правительственных делегаций. Глава таджикской делегации С. Ятимов раскрыл детали переговоров с кыргызстанским коллегой К. Ташиевым о делимитации и демаркации границы. Он объявил, что переговоры были успешными и достигнуто принципиальное решение по двум основным вопросам.
«Прежде всего, это касается дороги Ворух – Ходжаи Алъо. Этот вопрос мы считаем практически решенным. Второй вопрос – об объектах, которые используются Таджикистаном на территории Кыргызстана. В этом плане мы достигли принципиального решения», – сказал глава ГКНБ РТ.
По его словам, у Кыргызстана будет доступ к объектам, используемым им на территории Таджикистана, но земли остаются за РТ. В то же время Таджикистан получит доступ к используемым им объектам на территории Кыргызстана, а земли останутся за КР. Решен вопрос, заметил он, по участку Торт-Кочо – он «будет использоваться в таком плане, как мы используем его по направлению Ворух – Ходжаи Алъо».
«Это очень важные стратегические направления нашей деятельности, по которым мы достигли конкретных результатов. Поэтому сам факт фиксации этого вопроса через СМИ и объявление общественности являются важнейшим событием. Мы ближе к решению основного вопроса, наши переговоры одновременно ведут к демаркации госграницы, чтобы исключить другие споры в этом отношении», – отметил Ятимов.
5 декабря стороны сообщили об описании еще 24 км.
Активный переговорный процесс позволил президенту Кыргызстана заметить: «Вопрос с границей решается, переговоры идут, работа уже почти завершена. Думали, что закончим к Новому году, но затянулось. Надеюсь, к весне закончим».
В американском издании THE DIPLOMAT 4 октября вышла в свет статья Кэтрин Путц «Между руководителями служб безопасности Кыргызстана и Таджикистана подписан загадочный пограничный протокол». В статье говорится, что детали «Протокола № 44» неизвестны, но обе стороны явно хотят продемонстрировать некий прогресс в своих затянувшихся переговорах по границе. Хотя власти обеих стран опубликовали идентичные заявления, ни одна из них не опубликовала и не раскрыла фактические детали «Протокола № 44», подписанного на фоне очередного заседания межправительственной комиссии, призванной разрешить давние пограничные споры между двумя странами.
В качестве авторитетного мнения в оценке ситуации К. Путц ссылается на пост в Facebook эск-главы пресс-службы президента КР Нургазы Анаркулова, отметившего: «Кыргызско-таджикскому пограничному спору положен конец!» Далее пост Анаркулова критикует таджикскую сторону за «попытку решить проблему в свою пользу, ломая нас разными способами, в том числе с применением силы оружия». Кыргызская сторона представляется им в позитивном свете. «Иногда, – пишет автор поста, – нам приходилось говорить мягко, иногда дипломатическим языком, а чаще всего в резкой ультимативной форме». В конечном итоге, заявил Анаркулов, таджикская сторона «отказалась» от всех своих претензий. Кэтрин Путц назвала это высказывание вполне обоснованным.
Отсутствие прозрачности при подписании протокола, как считает американская журналистка, является благодатной почвой для спекуляций, особенно учитывая чувствительность к пограничным проблемам как в Кыргызстане, так и в Таджикистане. В качестве примера она приводит заявление ГКНБ Кыргызстана, призывающее общественность не верить информации в социальных сетях о слухах о передаче кыргызских земель в Чон-Алайском районе Таджикистану. Для весомости своего довода о прозрачности она напомнила, что соглашение о границе с Узбекистаном «спровоцировало серьезные политические репрессии в Бишкеке: 27 политиков, журналистов и активистов в настоящее время находятся под судом за агитацию против соглашения Кемпир-Абад».
Американка открыто заявляет, «что мы (американцы. – Ред.) точно знаем, так это то, что и Кыргызстан, и Таджикистан стремятся изобразить некий прогресс в затянувшейся битве за границу». Она выдвигает в связи с этим аргументы – значительную эскалацию насилия вдоль границы в 2021 и 2022 годах, внутреннее давление, в том числе националистического толка, в обеих странах с целью решения пограничного вопроса.
Чего добивается этими словами американская журналистка? Разве что не дает погаснут костру прежних разногласий.
Не случайно МИД России, призывая Бишкек и Душанбе воздерживаться от резких заявлений и необдуманных шагов в ходе переговорного процесса, напомнил: «Следует помнить, что вооруженные конфликты на постсоветском пространстве выгодны прежде всему коллективному Западу, который преследует свои эгоистичные цели, не имеющие ничего общего с подлинными интересами стран Центральной Азии».
Это воочию подтвердила Кэтрин Путц, когда, дублируя информацию агентства 24.kg: «Провластные блогеры сообщают о некоем “историческом решении»” по кыргызско-таджикской границе», внесла свою правку – вместо «сообщают» написала «начали болтать».
Проблема описания кыргызско-таджикской границы пока не решена. Необходимо терпение и выдержка обеих сторон. Важно, что это процесс тронулся вперед и, как следствие, наметилось снижение уровня конфликтности в приграничье.
К сожалению, число «доброхотов», стремящихся в т. ч. из-за океана, затормозить этот процесс, а то и подлить масла в огонь, не переводится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus