Об основных итогах уходящего 2023 года, о событиях, которые мы запомним надолго и которые будут влиять на нашу жизнь и в предстоящем, 2024 году, а также о том, что является выражением души и менталитета любого народа «ВЭС 24» рассказал эксперт-политолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан Равшан Ринатович Назаров.
Не самый позитивный год
– По Вашему мнению, какие из событий можно отметить в уходящем году? Как они сказались на жизни людей, что принесли им?
– К сожалению, большая часть событий 2023 года носила не самый позитивный характер. В своем рейтинге я выделяю следующие события, которые также отозвались эхом в регионах Центральной Азии:
– обострение ситуации на Украине;
– израильско-палестинский конфликт;
– землетрясения в Турции, Афганистане, Китае, Непале с большим количеством жертв и разрушений;
– гибель шахтеров в Казахстане.
Относительно позитивным можно считать лишь частичное разрешение Карабахского конфликта, хотя до полного разрешения ситуации еще далеко. Во всяком случае, ликвидация Нагорно-Карабахской Республики, как политического субъекта, это, безусловно, победа одной стороны, однако гуманитарная катастрофа – для другой.
Визитная карточка Узбекистана
– Ну а теперь о другом, о том, что всех нас объединяет. Встреча Нового года… Спрашиваю Вас в данном случае не как политолога, а скорее – как кулинара… Одно из Ваших увлечений – национальная кухня. Как, по Вашему мнению, она связана с культурой? И в чем привлекательность и значение именно узбекской кухни?
– Более правильным было сказать, что мое увлечение – это национальные кухни. Я увлекаюсь не только одной узбекской кухней, хотя, конечно, логично считать меня экспертом именно по ней. Но я также активно увлекаюсь (не только в теоретическом, но и в практическом плане) кухнями многих народов, стран и регионов. Причем самых разных. Мне интересны кухни славянских народов, романских, кавказских, восточно-азиатских и другие. На мой взгляд, национальная кухня – это концентрированное выражение души и менталитета любого народа. Есть старая поговорка: «Человек есть то, что он ест». Так вот я считаю, что народ есть то, что он ест. Сильное и быстрое изменение рациона народа приводит к сильным культурно-ментальным изменениям. В качестве примера можно привести очень многие народы, но рассмотрим индейцев Северной Америки. До прихода европейцев они питались преимущественно мясом бизонов, оленей карибу, различной дичью, рыбой (лосось и др.). Растительная пища (кукуруза, фасоль, тыква, грибы, ягоды, дикая зелень и т.д.) употреблялась незначительно. Но с приходом европейцев их рацион сильно изменился – появились новые виды мяса (баранина, конина и т.д.), новые виды растительной пищи (пшеница и др.).
А уж тем более когда, начиная с ХIХ века, обильно стали поступать консервированная пища, напитки искусственного происхождения, а затем и фастфуд, то ситуация изменилась просто радикально. И поэтому сегодняшние индейцы очень сильно отличаются в этнокультурном смысле от своих предков, и немаловажную роль в этом сыграла смена рациона. Этносы же, которые во многом сохранили свои пищевые пристрастия, в значительной мере сохранили и свою этнокультурную самобытность. Классическим примером в этом отношении являются японцы, которые сменили кимоно на современные европейские костюмы, а самурайские мечи – на ноутбуки, но при этом значительная часть их национального рациона сохранилась. Вспомните их рис-гохан, суши, сашими, рамён, удон, васаби, саке, фугу, даси, мисо, тофу, натто и др.
Что же касается узбекской кухни, то она сохранила свои многовековые традиции. И даже сегодня, в эпоху глобализации, унификации и торжества фастфуда, узбекская кухня остается важным этническим маркером узбекского этноса. Из-за своих особенностей (хороший вкус, сытность, относительная несложность приготовления, относительно недорогая стоимость основных ингредиентов) узбекская кухня завоевала широкую популярность и за пределами Узбекистана. В России, пожалуй, нет ни одного крупного города без узбекского ресторана, кафе или чайханы. Я лично ел очень приличную узбекскую кухню не только в Москве (где уже более полувека популярен ресторан «Узбекистан»), но и во многих других российских городах и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Можно отметить такие интересные заведения, как рестораны «Учкудук» в Дубае, «Аллохиддин» в Токио, «1001 ночь» в Нью-Йорке, «Навруз» и «Паша» в Лондоне, «Бухара» в Париже, «Караван» во Франкфурте, «Самарканд» в Праге, «Шаш» в Пекине, «Султан» и «Караван» в Паттайе и многие другие. Наряду с традиционным и неизменным пловом в узбекских заведениях подают и другие блюда: димлама (тушеное мясо с овощами), долма (голубцы), казан-кабоб (жаркое), лагман (лапша с подливой), манпар (густой суп с клецками), манты (большие паровые пельмени), мастава (суп типа харчо), машхурда (суп из маша – узбекской чечевицы), нохат шурак (тушеное мясо с нутом), самса, угра (суп-лапша), чебуреки, чучвара (пельмени по-узбекски), шурпа (насыщенный бульон из мяса и овощей), шашлыки и многое другое. Так что наша кухня сегодня – одна из ярких визитных карточек Узбекистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus